• Главная
  • /
  • Персона
  • /
  • Роман Тимофеев: «Диджитал – это масс-маркет, принт – это люкс»
Роман Тимофеев: «Диджитал – это масс-маркет, принт – это люкс»

Роман Тимофеев: «Диджитал – это масс-маркет, принт – это люкс»

Роман Тимофеев, журналист и fashion-эксперт, экс-редактор ELLE и Harper’s Bazaar, автор курса «Глянец в эпоху Digital» и telegram-канала «ЖиШи», рассказал «Печерской Ассамблее» о старте своей карьеры, примерах для подражания и авторском курсе для тех, кто хочет работать в глянце, а также дал прогнозы на тему: какой будет мода после пандемии и кто выиграет – принт или диджитал.

Как вы начинали свой путь, какие цели ставите перед собой сейчас?

Моя мама – библиотекарь, бабушка и дедушка работали в издательстве. С детства меня окружают книги и журналы. В начальной школе я начал придумывать продолжение «Незнайки», а в старших классах понял, что хочу быть журналистом. Я хорошо писал сочинения, побеждал на олимпиадах по литературе и турнирах по журналистике, вел концерты и линейки, занимался организацией различных мероприятий. В 11 классе я пошел на курсы при одной харьковской газете, сейчас уже не вспомню, как она называлась. Она издавалась на украинском языке (что для Харькова и сейчас экзотика), а главным редактором был очень пожилой журналист с московским прошлым. От него я узнал о жанрах и «джинсе» , что такое «полоса», «специальный корреспондент» и как разговорить человека на интервью. Он посоветовал мне Довлатова, Веллера и Аксенова. Все это очень пригодилось на первых курсах университета – я поступил на тележурналистику в Карпенко-Карого и переехал в Киев.

Уже в столице я четко понял, что хочу заниматься именно модной журналистикой, и пока мои однокурсники брали интервью у коменданта общежития, я бежал на Ukrainian Fashion Week, чтобы взять комментарий у Ирины Данилевской или Маши Цукановой (на тот момент главный редактор Vogue Украина).

Кто был (является) примером для подражания или учителем в вашей работе и почему?

Мне всегда нравилось общаться со старшими. Сверстники часто не разделяют мои интересы. Например, в школе и университете я взахлеб смотрел все интервью Познера, но обсудить их мог разве что с родителями или преподавателями. Я думаю моим первым учителем в интервью был именно Познер. Готовясь отправиться на свое первое большое интервью для издания, я весь вечер пересматривал его беседы с разными гостями, выписывал вопросы, анализировал, как он подводит собеседника к ответу.

На работу в журнал ELLE я попал будучи студентом третьего курса – с того момента моими учителями стали все мои коллеги. У кого-то я учился мастерству переговоров, у кого-то – умению организовать процессы.

Конечно, я мечтал, что в моей жизни появится ментор, который будет вести меня по профессии, ежедневно, если не ежечасно, давать наставления и учить уму разуму, править мои тексты и давать советы, как сделать их лучше. Но такого не было. Если мне был нужен совет – я обращался за помощью к коллегам. Но никто меня не учил. Всё, что я умею, пришло ко мне с опытом.

Но есть в моей жизни феи-крестные, чью роль сложно переоценить. Это Инга Вишневская (экс-глава пресс-департамента UFW), Ирина Данилевская, Александра Буринская и Соня Забуга. Они поверили в меня, когда я был еще студентом и помогли стать частью прекрасного мира моды. Но главное даже не это. Они были и остаются для меня примером порядочности. Иметь таких духовных наставников по-настоящему бесценно.

Сейчас в мире пандемия, она затронула каждого, не исключение и индустрия моды. Какое будущее ждет эту сферу?

Модная индустрия пережила Великую депрессию, две мировые войны, Чёрный понедельник и другие катаклизмы. Переживет и коронавирус. Более того! После каждого такого потрясения мода становилась яркой, дерзкой, чрезмерной.

Обещаю вам, совсем скоро начнется ренессанс гламура и мы забудем, как мечтали собрать базовый гардероб.

Клипы Моргенштерна, очереди в киевском бутике Cartier и подпольные вечеринки в роскошных столичных заведениях –  первые ласточки этой новой эпохи чрезмерного потребления. Интересно, кто займет трон Пэрис Хилтон в 2020-х?

Сейчас многие, в том числе и сетевые глянцевые издания закрываются. По Вашему мнению есть ли у глянца будущее?

Мне нравится мысль, которую много лет назад озвучила Алена Долецкая. До наших стран все глобальные тренды доходят с опозданием. Пока печатная пресса выходит в Америке, Великобритании и Франции, то украинским журналам не стоит переживать. Понятное дело, что в сфере стагнация, потому что, когда я еще был школьником, журнал реально был источником информации. Спустя два месяца после церемонии «Оскара» ты получал журнал с обзором красной дорожки и это был единственный шанс увидеть, в чем туда пришли знаменитости. Сейчас, если ты в час ночи, сразу после церемонии, не сделал материал на сайт, то в 7 утра он уже никому не нужен. 

С другой стороны, диджитал быстрый и очень доступный, демократичный. Журнал же – прерогатива людей, которые никуда не спешат, которые ценят качество печати и хотят обладать чем-то реальным.

Диджитал – это масс-маркет, принт – это люкс.

И именно поэтому в скором времени глянцевые журналы будут выходить 4 раза в год. Там будет только самая интересная и полезная информация, аналитика, эксклюзивы, неординарная подача трендов, съемки, которые можно назвать произведением искусства. Посмотрите, какой резонанс случился после выхода первого украиноязычного номера Marie Claire. Моя подруга из русского InStyle купила pdf-версию, чтобы посмотреть, как он выглядит. Вау!

Представьте ситуацию, что по каким-то причинам мир моды для вас закрыт. Как вы думаете с какой профессией Вы связали бы свою жизнь?

Я думаю кино. Это мое главное увлечение помимо моды. Я могу часами ходить по магазинам и смотреть фильмы. По-настоящему открыть для себя кинематограф мне помог университет. Я учился в Институте экранных искусств и у нас был ряд предметов, связанных с режиссурой, историей кино. Помню, однажды мы всю пару смотрели по кругу первых 30 секунд фильма «Летят журавли». Преподаватель заставлял нас снова и снова анализировать детали, искать скрытые смыслы. Теперь, когда я смотрю кино, всегда обращаю внимание, что за портрет висит на заднем плане в интерьере, как называется ресторан, в котором встречаются герои, что изображено на афишах кинотеатров, какая песня играет в машине. Хороший режиссер всегда думает о таких мелочах и от этого смысловая нагрузка каждого кадра становится плотнее.

У Вас есть авторский курс о глянцевой журналистике. Популярен ли он в период карантина?

Именно на карантине у нас были рекордные продажи. Большинство слушателей – студенты. Закрыты же не только университеты, но и кофейни, спортзалы, кинотеатры. Мы даем возможность провести время с пользой и получить информацию, которую не расскажут ни в одном ВУЗе. Я учился в двух престижнейших профильных университетах страны и знаю, о чем говорю. На нашем курсе «Глянец в эпоху Digital» нет воды. Это интенсив на десять дней, после которого можно смело идти младшим редактором сайта приличного издания. Более того, у нас уже есть выпускники, которые пишут для ELLE, The Village, Wonderzine или работают в дизайнерских брендах. Для нас это показатель. Ну и отзывы студентов, конечно. Многие не ожидают, что будет так много инсайдерской информации и лайфхаков, которые можно брать и прямо здесь и сейчас применять на практике.

Чем вы занимаетесь сейчас?

Я занимаюсь продвижением брендов, консультирую их по визуалу, продюсирую и стилизую съемки, помогаю наладить контакты со звёздами и прессой. Словом, применяю полученные в глянце навыки в новой сфере. Но журналистика меня не отпускает. Поэтому я стараюсь регулярно писать о новостях fashion-индустрии у себя в Instagram и веду инсайдерский telegram-канал ЖиШи. Сразу скажу, он не для всех. Те, кто не знают украинских дизайнеров и редакторов глянца, не вникают в перестановки кадров и не читали «Не жизнь, а сказка» Алены Долецкой – вряд ли что-то там поймут. Но тем и дорог мне этот канал – там нишевая аудитория работников индустрии.