Зрители и слушатели вряд ли могут представить Ассию Ахат без скрипки, хотя она вполне видит себя в компании других музыкальных инструментов. Но признаётся – со скрипкой любовь взаимная. Ассия Ахат рассказала «Печерской Ассамблее» о своём вкладе в развитие инструментальной музыки, особенностях американского шоу-бизнеса, новом альбоме в жанре new-age, а также о себе в роли жюри на шоу «Співають всі».
- Что сейчас привлекает вас больше – инструментальная музыка или вокальные композиции? А что больше нравится вашим поклонникам?
Ассия Ахат: Последние несколько лет я делаю в основном инструментальную музыку. Возможно, она не имеет такого коммерческого успеха, как поп-музыка, но я не перестаю этим заниматься. Может быть, прозвучит слишком громко, но мне кажется, что это моя миссия – поднимать инструментальную музыку и доносить до широкой аудитории такой глубокий и такой серьезный инструмент, как скрипка. Но на концертах мы вместе с группой и балетом Freedom исполняем и вокальные композиции, и мне приятно видеть, как зрители в зале подпевают. Помимо инструментального альбома сейчас мы работаем над композицией, в которой будет и вокал, и скрипичное соло.
- Альбом, который вы выпустили в 2020-м, содержит уже известные хиты, современную классику в авторской обработке. По какому принципу вы отбирали песни, которые вошли в альбом?
Ассия Ахат: Стоит начать с того, что сама идея записи саундтреков из известных фильмов в инструментальной обработке возникла чуть больше года назад, во время локдауна. Я начала просматривать много старых фильмов — 50-60-х годов. И в этих фильмах всегда звучала потрясающе красивая музыка. И эта музыка воспитывала в нас настоящую чистую любовь. Я подумала, почему бы не сделать эти песни в исполнении скрипки с аккомпанементом оркестра. Так и родился альбом A Date At The Movies, в который вошли классические саундтреки из культовых картинах Золотой Эры Голливуда — Can’t Help Falling In Love Элвиса Пресли и Raindrops Keep Fallin’ On my Head Би Джей Томаса. Есть и баллады, на которых росло целое поколение, например, My Heart Will Go On из “Титаника” и Hallelujah, с которой мир познакомился в мультфильме «Шрек», а так же Shallow, которую Леди Гага написала специально для фильма A Star Is Born. Я выбирала те саундтреки, которые нравятся лично мне и которые знают во всем мире. И я считаю, что вместе с Умьерто Гатика, который стал саунд-продюсером этого альбома, и Юрием Шепетой, композитором и музыкальным продюсером, мы вместе сделали великолепный альбом и придали новое, свое звучание этим прекрасным песням.
- Как встречает вас публика в США? Есть ли разница между украинским слушателем и американским?
Ассия Ахат: Концертные туры в Америке — это как невероятные приключения украинских музыкантов! Мы выступали по всей Америке, и везде в красивых театрах – старинных, исторических, легендарных и очень современных. Зрителями были в основном американцы, потому что билеты на концерт продавало американское телевидение PBS, показывая сотни раз моё шоу на своих телевизионных каналах и рекламируя мой тур. Публика в Америке ничем не отличается от зрителей в Украине. Люди были очень активными, и они пришли заряженные на хорошее настроение. С первых нот концерта зрители начинали подпевать и танцевать не только в креслах зрительного зала, но и с удовольствием вставали между рядами и под сценой. Они очень искренние, открытые, как дети, не жалеющие своих ладошек для громких и долгих аплодисментов. Но самые большие концерты были, конечно же, в Украине. Я очень люблю выступать у себя на Родине, но мне одинаково комфортно и приятно выступать в любом зале, в любой стране, потому что я могу не только спеть, но и играть инструментальную музыку, которая не имеет языкового барьера, и каждый человек в любой части мира может меня понять и услышать.
- Касаемо рабочих процессов – организации концертов, записи музыки, репетиций – в чем украинские организаторы и студии звукозаписи отстают от американских коллег?
Ассия Ахат: Я не могу сказать, что рабочие процессы в Украине сильно отстают от американских стандартов, сейчас у нас появилось много профессионалов, молодых, талантливых, которые работают быстро и качественно. Разница, скорее, в том, что американский шоу-бизнес все-таки больше похож на бизнес. Творческие люди относятся к работе с большей ответственностью и точностью. Ставятся определенные сроки, когда работа должна быть выполнена, и ты можешь быть уверен, что все дедлайны будут соблюдены. Когда я приехала на студию в Лос-Анджелесе, чтобы записать песню «If only tonight», меня приветливо встретили, на рабочем месте уже сидел звукорежиссер, который сразу же приступил к работе, меня ждала подготовленная студия с уже стоящим микрофоном под мой рост. За два часа мы записали полностью трек, и никто ни на что не отвлекался. Когда мы закончили запись, он сказал, что если хотим, мы можем пойти погулять полчаса. Мы предложили ему пойти с нами пообедать, но он только удивленно посмотрел на нас и отказался, сказав, что ему нужно работать. Когда мы вернулись, песня была уже полностью готова, и она звучала так хорошо, что ее можно было сразу отдавать на радио.
- Вы с ранних лет занимаетесь игрой на скрипке. А можете ли себе представить, что когда-то в детстве выбрали бы для себя другой инструмент?
Ассия Ахат: Конечно! В музыкальную школу по классу скрипки я попала случайно – в возрасте 5 лет меня привела бабушка. Но я с легкостью могу представить, как играю на другом музыкальном инструменте, потому что есть множество инструментов, которые мне нравятся. Из струнно-смычковых мне нравится виолончель, и я бы с удовольствием на ней играла! Вообще мне кажется, что девушка, играющая на виолончели, это очень сексуально. Еще мне нравятся деревянные духовые инструменты, такие как гобой, английский рожок. Несмотря на то, что это сложнейшие музыкальные инструменты, мне кажется, я могла бы научиться на них играть.
- Сколько нужно времени в день уделять игре на скрипке, чтобы поддерживать и оттачивать свои навыки?
Ассия Ахат: Если ты действительно хочешь добиться мастерства, то заниматься нужно каждый день. Я даже когда уезжаю в отпуск, всегда беру с собой электронную скрипку и несколько часов играю в номере. Для поддержания формы необходимо минимум три часа в день уделять игре на скрипке. Но на разучивание нового произведения уходит гораздо больше времени. Кому-то, возможно, покажется, что 3 часа в день – это много, но эти часы проносятся как мгновение. Скрипка всегда лежит в моей комнате для занятий без футляра, чтобы в любой удобный для меня момент благодарно зазвучать в моих руках. У нас взаимная любовь.
- Назовите три своих самых главных достижения в карьере.
Ассия Ахат: Я очень благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось работать с такими легендарными музыкантами, как Крис Ботти, играть вместе с Куртом Эллингом и Эриком Серра, брать уроки вокала у Сэта Ригса и, конечно, сотрудничать с Умберто Гатика. Я не могу назвать это своим собственным достижением, но я горжусь тем, что мне удалось поработать с этими людьми и многому у них научиться.
Наверное, достижением в своей карьере я могу назвать успех песни «If Only Tonight», который стал для меня полной неожиданностью. Этот песня в 2013 году взлетела на вершину хит-парада мирового музыкального чарта Billboard Hot 100 Singles Sales и продержалась на первых позициях несколько недель. И третьим, на мой взгляд, достижением в моей карьере стал альбом «All-In». Он вышел в 2017 году и был подан на соискание премии Grammy в 8 номинациях! Но, несмотря на все это, я верю, что самое главное мое достижение в карьере еще впереди!
- В чем вы находите вдохновение и как отдыхаете от творческих процессов?
Ассия Ахат: Мы подписали контракт с многократным лауреатом премии Grammy Полом Авгериносом и композитором и мультиинструменталистом Дэвидом Аркенстоуном, и уже приступили к записи нового альбома. Для меня эта музыкальная коллаборация является своего рода продолжением моей работы с американскими продюсерами и композиторами. Новый альбом будет в жанре new-age, в котором я себя еще не пробовала. Это жанр музыки с легким, расслабляющим звучанием, который сочетает в себе и электронную, и этническую музыку. Мы планируем выпустить его в следующем году, поскольку сочинение музыки – достаточно кропотливая работа. К тому же, и Пол Авгеринос, и Дэвид Аркенстоун находятся в Америке, а я в Украине, поэтому наши деловые встречи сейчас проходят в Zoom. Пол Авгеринос пишет демо-версию будущего трека, Дэвид Аркенстоун записывает свои партии на разных инструментах в аранжировке. Ко мне композиция попадает без основной мелодии, и тогда я начинаю импровизировать, сочинять, играю тему скрипки, как основную, потому что это мой сольный альбом. И, безусловно, оставляю некоторые места в композиции для соло других интересных экзотических музыкальных инструментов. Так от нескольких авторов по крупицам собирается музыка. могу сказать, что нужно просто дождаться выхода альбома и внимательно его послушать. Говорить о том, что именно будет в этом альбоме, пока рано. Думаю, мне будет чем вас удивить.
Помимо записи нового альбома, недавно я приняла участие в съемках масштабного шоу телеканала Украина «Співають всі», где стала одним из членов звёздного жюри. Первый выпуск шоу зрители увидят в эфире уже 21 августа и мне самой очень интересно посмотреть, как же все будет выглядеть в телевизионной картинке, потому что то, что происходило на съемочной площадке, нас всех очень впечатлило.
Сейчас мы также работаем над новой песней, которая выйдет осенью. Рассказывать подробности тоже еще рано, но могу сказать, что работает над ней один из лучших рокеров в нашей стране.