Коммерческая недвижимость всегда была хорошей идеей для инвестирования. Однако после длительных локдаунов и карантинных ограничений из-за пандемии коронавируса, когда спрос на офисы и помещения для работы не был столь высоким, как обычно, кажется, что желающих вкладывать в коммерческую недвижимость стало куда меньше. Но так ли это на самом деле? Разбираемся вместе – стоит ли вкладываться в коммерческую недвижимость ближайшей осенью?
Ситуация на рынке
В августе 2021-го спрос на аренду коммерческой недвижимости вновь начал расти – по крайней мере, по сравнению с показателями прошлого года. Потенциальных арендаторов интересуют не только офисы, но и помещения, которые можно переоборудовать под магазины, салоны красоты или кафе. Это говорит о том, что рынок восстанавливается.
Что же касается цен, то стоимость аренды не выросла существенно. Но тем, кто хочет приобрести коммерческую недвижимость, придется выложить на 5-10% больше за привлекательный объект, чем, скажем, в прошлом году. И, конечно же, цена также будет зависеть от характеристик объекта – метража, расположения, назначения и прочих факторов.
Какие офисы выбирают арендаторы?
Если не учитывать объективные факторы – расположение и назначение помещения, то первое условие – возможность соблюдать дистанцию. Всё больше внимания обращают на open-space-формат, а также возможность грамотного зонирования офиса.
Формат, который еще не прижился в Украине (но имеет на это все шансы) – не привязывать сотрудника к конкретному рабочему месту, а дать возможность работать там, где ему удобно. В переговорной комнате, нетворкинг-пространстве или кабинете закрытого типа.
Угадать с желаемым размером помещения также не получится, потому как единой тенденции в данном вопросе не наблюдается. Из-за строгих карантинных ограничений многие компании перевели сотрудников на удаленную работу. А после поняли, что могут сэкономить на аренде большого офиса, и продлили удаленку. Другие же наоборот – после локдауна расширяют штат и нанимают всё больше и больше людей. Из-за чего нуждаются в больших помещениях – как минимум, чтобы соблюдать социальную дистанцию.
«Гибкий» офис
Востребованным форматом является «гибкий» офис, при котором арендатор заключает договор на короткий срок. Само помещение при этом легко адаптируется под потребности компании. Такие офисы предоставляют уже с единым оформлением, канцелярией и иногда даже с секретарем или консьерж-сервисом. Также в стоимость аренды уже включают коммунальные и прочие платежи (например, оплату интернета, уборку и так далее).
От коворкинга «гибкий» офис отличается тем, что последний предназначен только для одной компании. При необходимости арендатор может расширить помещение или наоборот – занять меньшую территорию.
Склады и логистические центры
Еще один вид коммерческой недвижимости – склады – считают наиболее перспективным видом вложения. Во-первых, даже в случае усиленных карантинных ограничений интернет-магазинам и крупным компаниям понадобятся не только склады, но и помещения под логистические центры.
Если сравнивать с жилой недвижимостью, склады выигрывают по окупаемости. Квартира может окупиться за 15-20 лет, в то время как склад вернет вложение за меньший срок – около 10 лет.
Почему помещения под склады будут популярны в ближайшем будущем? Из-за новых возможных строгих локдаунов другие виды недвижимости могут временно терять в цене. Но склады и помещения для логистики в этот список точно не войдут, так как сегмент e-commerce растет и остается прибыльным даже в строгий локдаун.
Фото: LYCS Architecture on Unsplash