Регулярно появляются новости о том, что на аукционе наравне с предметами искусства продаются и цифровые объекты – например, первый твит основателя Twitter Джека Дорси, виртуальный дом или арт-объекты Граймс. Передают покупателям их в формате NFT – невзаимозаменяемых токенов. Разбираемся, что это такое и почему этот формат подходит для цифрового искусства.
NFT – что это такое?
Расшифровать NFT можно как Non Fungible Token – токен, который не подлежит взаимозамене. Такие токены являются уникальными, равносильному обмену они не подлежат, так как каждый NFT имеет собственную ценность. В их основе лежит та же система, что и у биткоина, – блокчейн.
NFT появились, потому что были необходимы геймерам – благодаря технологии, они обменивались цифровыми изображениями героев игр CryptoPunks и CryptoKitties. Поначалу это было в бесплатном формате, а после – за небольшую оплату. Сейчас же одного героя из этих игр можно приобрести за крупную сумму – от нескольких сотен тысяч до миллиона долларов.
Почему NFT используют в цифровом искусстве?
Digital art (или цифровое искусство) набирало обороты в последние годы, а за время карантина, когда реальные аукционы проводить сложно (как и перевозить объекты искусства), стало очень популярным. Но чтобы передать уникальные права на цифровое изображение, диджитал-арт-объект или что угодно в цифровом формате (музыку, тексты, записи в соцсетях и прочее), нужно как-то подтвердить эту уникальность. И для этого используют NFT, так как в нем содержится информация об объекте, которому присвоен токен, об авторе объекта, о тех, кто купил токен, кто им владеет, кому токен передавали, когда это было и прочее.
Также такие токены можно не только присваивать объектам искусства для разовой продажи, но и устанавливать роялти, то есть автор может получать проценты от продаж или использования плодов его труда.
Кто использует NFT-токены?
В первую очередь NFT-токены популярны в геймерской среде – чтобы продавать персонажей и какие-то их атрибуты. Со временем мода на NFT-токены перекочевала и в искусство, и в моду, и в другие сферы. Например, музыкант The Weeknd выпустит песню в формате NFT, группа Kings of Leon – альбом, бренд Nike «токенизировал» в NFT коллекцию кроссовок, а художники получили возможность продавать цифровые объекты искусства. Но это еще не все сферы, в которых применяют NFT. Газета The New York Times продала колонку в таком формате (за $560 тысяч), а Джек Дорси, основатель Twitter, – свой первый твит (за $2,9 млн).
Где продают и покупают NFT?
Существует несколько платформ по покупке/продаже NFT-токенов. Одной из самых популярных называют OpenSea, но есть и другие – Foundation, Rarible и Nifty Gateway. Однако эксперты отмечают, что это достаточно рисковая затея и на продаже NFT-токенов возможны различные аферы и спекуляции. Особенно пока эта технология новая и далеко не все в ней разобрались.
В чем опасность NFT-токенов?
Не только из-за больших рисков и возможных махинаций этот формат считают опасным или скорее не очень надежным. Есть мнение, что поддержка NFT-токенов требует большого расхода электроэнергии. Архитектор Крис Прехт планировал продавать цифровые объекты в формате NFT, однако отказался от этой идеи, когда узнал, что для производства необходимого количества токенов (около 300) необходимо большое количество электроэнергии – такое он бы использовал за срок в двадцать лет. Возможно, дело просто в большом количестве токенов, но для майнинга криптовалют, например, действительно используют большое количество электроэнергии.
Фото: Helena Lopes on Unsplash