Хореограф, профессиональная танцовщица, руководитель шоу балета FaceFactory Ксения Солохина рассказала о шоу, хореографии и работе с другими танцорами
Как Вы пришли к хореографии?
Я танцую с 5лет. Думаю, по-настоящему, выбор был сделан уже тогда. Спасибо маме, что в периоды лени и «весны в душе», когда ни о каких репетициях не хотелось и слышать, она нашла нужные слова. Сначала это были народные танцы, с 15 лет я параллельно с народными танцевала и работала в шоу-балете. Тогда же я впервые увидела выступления очень популярного тогда Тодеса и услышала о работе по контракту за границей. Я из маленького городка, и всё это казалось тогда недосягаемыми вершинами и абсолютно не связанным с заработком. Сцена – это наркотик, у которого нет соперников, и эта зависимость не лечится. Я пошла дальше. В 20 лет я создала свой первый балет в Донецке. Необычно было быть руководителем ребят, которые на пару лет младше. Хотя мне и сейчас необычно)
Где вы берёте вдохновение?
Вдохновение для меня — это энергия, состояние, вдох. Я верю, что в творческие профессии идут дающие люди. Они живут своей жизнью, читают книги, ходят в кино и театры, отдыхают на природе с друзьями, слушают музыку, да всё, что угодно делают и это наполняет их внутренние резервуары эмоций. Вполне естественно, что потом эта энергия требует выхода или обмена. Если этот обмен происходит со зрителем, то случается волшебство, и оба участника покидают место действия вдохновленными и с ощущением крыльев за спиной. Это я так описываю этот процесс, конечно же, каждый его видит по своему. И это тот случай, когда не обязательно знать формулу, можно просто наслаждаться. Источники вдохновения каждый выбирает для себя сам. Меня вдохновить может что угодно. Образ может выстроиться даже от самой мелкой детали. Танец может присниться. Но, как показывает мой опыт, чем сложнее идея, тем тщательнее её нужно проработать, дать время настояться. Были случаи, когда я загорелась идеей фотосессии или костюма, быстро собирала команду, вдохновляла всех, была проведена работа, а результат пылится на полках и в компьютере. Через время я не довольна тем, что получилось в итоге. Так что я учусь управлять своим вдохновением.
Ранее Вы говорили, что назывались Faces, а позже FF…
Да, это правда, мы поменяли название. История, мне кажется, станет более понятной, если сначала посмотреть страничку балета в соц.сетях. Там много портретов красивых людей. Лицо- это обложка человека. Я очень люблю лица и очень люблю их рассматривать. Как меняется выражение в зависимости от смены настроения, как неуловимо пробегает нежеланная эмоция, как тонко девушка выщипывает брови, и как старательно парень отращивает бороду. За этим всем можно увидеть столько нерассказанных историй, а ещё больше придумать самой) Все же любят фантазировать) И я тут в числе первых. И с полной уверенностью можно сказать, что я- фейсофил.
Через пару дней после нашей фотосессии под названием Faces, мы узнали, что есть уже такой балет, и он не где-то там, а в Киеве. Выбора не было. Надо было менять. Теперь я чувствую, что FF нам больше подходит. И оно гораздо гораздо круче. «Фабрика лиц» — понятие более богатое по смыслу. В нем фактура, стиль, ёмкость, пафос, если хотите. Только вслушайтесь- FaceFactory- Фабрика лиц. Тут фантазии есть, где разгуляться. И я рада, что всё так получилось.
Насколько карантин повлиял на работу?
Повлиял сильно. Он застал нас в разгар рабочего процесса, вот ещё вчера мы работали на корпоративе, а сегодня начинают вводить ограничения по перемещению по городу и посещению общественных мест. Такая резкая остановка не могла не сказаться на людях. Мы все были в замешательстве. Память поколений не давала подсказки на этот случай, она просто не имела стратегии реагирования на подобные ситуации, потому что таких не происходило в жизни наших родителей, бабушек и дедушек. Все замерли в ожидании. Ожидание затянулось, зато появилось достаточно времени на переосмысление текущих процессов и подведение итогов. Первым пунктом моих размышлений стало качество моей работы. Я всегда боролась и буду бороться за качество предлагаемого продукта. Это вопрос совести, мне кажется. Я смотрю в глаза заказчикам, и я обещаю им массу положительных впечатлений и я сделаю всё, чтобы гордиться своим проектом, а не уезжать с площадки, прячась от организаторов. В период такого вынужденного отпуска я монтировала наше промовидео, кадр за кадром отсматривала движение каждого танцора, ракурс съёмки, свет, звук. Наш видеограф не даст соврать, правок было много) В видео нельзя оставить всё, нужно выбрать лучшее. Параллельно я сравнивала результат на видео и репетиционный вариант. Выводы сделаны, ошибки исправлены. Сейчас на выходе из карантина конкуренция в любой сфере огромная. Все засиделись, все заскучали, всем нужны работа и деньги. И честно могу сказать, что качество нашей работы выделяет нас из большинства. Во-вторых, к счастью, так сложилось, что после насыщенного предновогоднего-новогоднего периода у нас не было январских каникул. Уже 2го января я была на переговорах, а 9го мы начали репетиционный период. Этот проект отнимал все наши силы. Это длилось до 14марта. И на момент объявления карантина я похудела на 4 или 5 кг при своём, и так не лишнем, весе. Во время самоизоляции я их вернула, конечно же, но и приняла решение делегировать обязанности при необходимости. Не затягивать с просьбами о помощи, если близится режим «лошадь сдохла». И если ты сегодня скушала 3 латте, на телефоне несколько неотвеченных звонков, а ты забываешь перезвонить, если до шоу 4 часа, а тебе ещё ткань для номера купить надо, то режим той самой лошади уже дышит в спину. Люди часто желают здоровья, говорят о его важности, но хочу отметить, что здоровье психическое ничуть не менее важно, чем здоровье физическое. Для любого из нас. Поэтому и я пожелаю всем здоровья! Есть ещё и в-третьих) Я понимала, что ситуация, в которой мы оказались, очень нестандартная, а сфера, в которой мы работаем, пострадает одной из первых. Поэтому много сил я прикладывала в разработку новых идей, некоторые раньше побоялась бы, скорее всего, воплощать. А какие-то пришли ко мне в голову, под давлением ситуации и сложившихся обстоятельств. Потому что сейчас надо что-то делать такое, чего никто и никогда не делал до нас. Не буду раскрывать все карты. Думаю, скоро Вы услышите о балете FF, а я скажу карантину спасибо, что заставил нас выйти на следующий уровень.
Какое было Ваше первое большое шоу?
Ой! Стаж моей работы в шоу-бизнесе уже перевалил за 10лет, поэтому мне и не вспомнить первое шоу. Можно я немного перефразирую вопрос и назову Топ3 запомнившихся шоу, в которых я принимала участие. Хотя выбрать 3- тоже нелёгкая задача. Ну, сразу, конечно же, хочется отметить шоу Оли Поляковой, участницей которых я являюсь последние 4 года. Это самые грандиозные и масштабные мероприятия в моей жизни танцовщицы. Месяцы репетиций, десятки примерок, в среднем, по 20 постановок в одном шоу, тонны звука и света на сцене. Палац Украина, Палац Спорта, Львів Арена- Оля покорила их, и я благодарна быть в команде этой супер-звезды.
Так, идём дальше. Самый лучший коллектив в мире, с которым мне посчастливилось работать- это группа Неангелы. Люблю их всей душой. Мы объехали всю Украину с шоу СлаваВиктория, сделали большое шоу в Палаце Украина в 2017году, и мы до сих пор поддерживаем связь. Лично со мной такого не случалось ещё никогда. Чаще рабочие отношения заканчиваются как только вышли из гримёрки. Слава и Вика невероятные и харизматичные, а их голоса творят с людьми волшебство. Когда всё делается так, как они это делают, получаются не забываемые по красоте шоу, которые ещё долго будут вспоминать. Люблю их, люблю их музыкантов, люблю их директора, люблю их водителя, люблю их администраторов, а балет Неангелов бест оф зе бест оф зе бест!
И третьим я назову шоу, которое мне запомнилось необычной локацией. Пару лет подряд я работала в Китае в составе балета Ричарда Горна. Тут свою роль сыграла их культура, а иногда её отсутствие. Они настолько другие, что в первый раз я всё и всех отрицала донельзя, во второй раз распробовала эту экзотику, а третий раз я не могла дождаться приземления самолета в Пекине. К тому же, кто был в Китае, знает, какие технологии они задействуют в своих ночных клубах и концертных площадках. Всё, что в новинках у нас, там было актуально несколько лет назад. Мы чувствовали себя настоящими звёздами. И сам Ричард- очень яркая и неординарная личность. С ним очень интересно и работать, и общаться в жизни. А ещё сейчас, работая с танцорами в своём коллективе, часто вспоминаю и использую на практике то, чему нас учил Ричард. Он посмеётся, если это прочитает) Да, Ричард, я назвала тебя своим учителем! Люблю тебя!
Какие отношения стараетесь поддерживать с танц.труппой?
Смешные, в хорошем смысле)
Я никогда не хотела преподавать и работать с детьми. Эти две вещи никогда не изменятся. Как-то много категоричности получилось за два предложения всего лишь. Конечно, я люблю поумничать и поучить жизни иногда под настроение. И я хорошо отношусь к детям. В жизни. Но в работе я-максималист. Педагог- это призвание, это не вопрос хочу-не хочу. И работа с детьми также.
В свой балет я приглашаю взрослых, осознанных, ответственных и настроенных на работу людей. Все мои танцоры- Профессионалы с большой буквы. Они получили и продолжают получать знания, самосовершенствуются, развиваются и в других сферах, что мне очень нравится. Они уже успешны в своей профессии. Я их не учу, не воспитываю, я корректирую их, чтобы они точнее могли передать моё виденье хореографии или характера героя. Мы общаемся на равных, они часто спорят со мной, предлагают свои идеи, проявляют инициативу. Если спор затянулся, то, конечно, последнее слово за мной. А бывает, что не за мной. Могу отдать решение вопроса в руки ребят. Я вижу как они неравнодушны к тому, что мы делаем, и это меня очень радует. Я стараюсь поддерживать лёгкую, искреннюю и дружескую атмосферу, где могут порадоваться чьим-то успехам и посопереживать неудачам. Для меня важна «погода в доме», и они- больше, чем просто нанятые сотрудники. Где есть злость, обиды, творчества не будет.
Сейчас становится актуальным вопрос размытости тер.границ. Как вы к этому относитесь?
На самом деле, этот вопрос актуален давно, и, если говорить о работе за границей, то это чаще вопрос перспектив и финансов. Жаль, не в пользу Украины. Если мы говорим о развитии, учёбе, мастер-классах в Украине для наших ребят, то это другой вопрос. И об одном, и о другом можно говорить бесконечно. Мнений множество. К сожалению, в Украине всё ещё зарабатывать на хореографии сложно. К счастью, выбор сейчас есть. Многие страны предлагают работу на круизных лайнерах, в развлекательных парках, в танцевальных компаниях. Весь мир открыт перед украинскими танцорами. И в то же время для нас приезд хореографа из Европы- уже не редкость. Потому что ещё 15 лет назад в Украину приглашали хореографов с мировыми именами только на большие мероприятия, такие как фестиваль»Звёзды мирового балета», основанный Вадимом Писаревым Донецке. Все знали, что они есть где-то там, на них даже можно было смотреть на сцене. Современный украинский танец был ещё очень молод, и за знаниями я ездила за границу. Когда 12 лет назад я приехала в Киев, через время попала в школу Тотем Кристины Шишкарёвой, которая, на мой взгляд, сейчас выросла в очень крутую образовательную платформу. На тот момент для меня это стало толчком к росту. Если хотите увидеть настоящий Танец, вам туда. Кристина- одна их тех, кто воспитывает танцовщиков, парящих над сценой с раскрытым сердцем и смелостью к экспериментам и даёт им возможность учиться у лучших. День, когда в Украину приехал первый хореограф, чтобы делиться информацией, надо занести в календарь как праздничный. Я желаю всем ищущим знания, получить к ним доступ!
Вы при постановке танца отталкиваетесь от человека или от своих идей?
Заставили задуматься) Чаще всё-таки от идеи, но стараюсь так, чтобы идея ложилась на характер исполнителя, его манеру. Своими провалами делиться не принято, но я настроена пооткровенничать. У меня было 2 попытки постановок дуэта. С разными людьми, с разными идеями, с промежутком по времени где-то в год. И они обе ничем не закончились. Номера не были доделаны даже. Что случилось? Не совпали. Никто ни с чем. Оба раза. И пока за дуеты я не берусь). Я считаю, что задача хорошего руководителя (и это не только про хореографию) подобрать правильное место и должность для человека. В танце то же самое. Зрители чувствуют фальшь, поэтому танцору важно органично войти в роль. Я много наблюдаю за людьми и при выборе персонажей знаю, кому какой предложить, чтобы максимально помочь человеку раскрыться и комфортно себя чувствовать. Тогда зритель поверит. И тогда постановка считается успешной. А дуеты- это, видимо, не моё.)
Как проходит ваш обычный день?
А что такое обычно?) Творческий человек и обычно- это антонимы. Даже когда график расписан и кажется очень стабильным, в любой момент всё может перевернуться на 180º. И вот ты уже бросаешь всё и летишь спасать мир. И я почти к этому привыкла. А вот балансировать между работой и личной жизнью пока учусь. В этом году я побывала в двух контрастных состояниях, и теперь осталось овладеть искусством тайм-менеджмента и везде начать успевать.
И я люблю свою необычную жизнь. Люблю то, что делаю. Люблю любимого. Люблю родителей ( Татьяна Самойленко, привет!) Сейчас это- приоритет. Если не люблю, откажусь даже от высокооплачиваемого проекта. Закончить надо как-то красиво) А что такое красиво? Пусть это будет ваш первый вопрос ко мне в следующем интервью)