Всем нам хочется изменить мир к лучшему, и каждый делает это по-своему: кто-то сортирует мусор, кто-то создает приюты для животных, а кто-то придумывает новые инициативы, чтобы облегчить жизнь сразу многим людям. Социальное предприятие, ответственный бизнес и то, что называют импакт-бизнесом, – схожие, но одновременно разные понятия. Объясняем, что такое импакт-бизнес и почему за ним будущее.
Полезность и осознанность в приоритете
Первое, что нужно знать об импакт-бизнесе, это то, что он предлагает решение проблемы, а не временное ее устранение. Полезное изменение для широкой группы людей – вот о чем идет речь. Например, создание полностью перерабатываемой упаковки для товаров, замена потенциально вредных в экологическом плане вещей в быту и так далее.
Экологичные инициативы всегда будут в выигрышном свете. Ведь мы слышим каждый день о том, сколько пластика попадает в океан или что человечество уже давно живет «в долг», а ресурсы планеты не восполняются. Но важно понимать, что подобный бизнес должен действительно решать существующую проблему, а не создавать новую в попытке заработать.
Требовательные потребители
Появление импакт-бизнеса – это дань потребителю. Со временем мы научились получать больше информации, их потребности изменились, поднялся общий рост благосостояния людей, в мире сократилось количество экстремально бедных слоев населения. Поэтому появился запрос на социально ответственных предпринимателей – тех, кто создает продукты с заботой об экологическом состоянии планеты.
Осознание того, что многие вещи не являются необходимыми, пришло к людям и во время пандемии – по крайней мере, так считают эксперты. И это событие если еще не подтолкнуло, то обязательно подтолкнет предпринимателей к новым решениям.
Импакт-модели
Основываться в создании такого бизнеса можно на несколько уже существующих и работающих моделей:
- шейринг – это может касаться аренды машин, жилья и даже модной одежды и аксессуаров;
- услуга «под ключ» – в основном тут речь идет об одежде, обуви и аксессуарах, которые изготавливают в единичном варианте под клиента, при этом не производя полные коллекции;
- переработка – создание чего-либо из переработанных материалов;
- усовершенствование технологий – сюда относятся и электрокары, и модульные дома, и даже удобные мессенджеры, с помощью которых можно проводить рабочие совещания;
- продление жизненного цикла – создание небьющихся, неломающихся, нервущихся товаров, рассчитанных на многократное использование.
Но, разумеется, никто не может отказать бизнесмену в создании новой модели.
В чем разница между импактом и социальными предприятиями?
Социальные предприятия, как правило, существуют за «донейшн», а в ситуации с импакт-бизнесом инвестор может зарабатывать. Эффективность подобного проекта можно измерять теми же показателями, что и в любом другом бизнесе. Конечно, и тут есть свои нюансы, ведь главная цель импакт-бизнеса не в заработке, а в том, чтобы сделать мир лучше (а измерить эту эффективность будет крайне сложно). Именно поэтому крупные инвесторы инвестируют в подобные проекты, но ограничивают свою прибыль в них – кто-то ради позитивного имиджа, кто-то – по идейным соображениям.
Как создать свой импакт-бизнес?
Нужно ответить для самого себя на несколько вопросов. Для чего и для кого мы создаем? Сделает ли то, что мы создаем, жизнь лучше? Поможет ли это решить существующую проблему? Будет ли это производство (услуга) экологичным, как это отразится на состоянии планеты? Как и для любого другого бизнеса, нужно оценивать риски и перспективы, просчитывать самые пессимистичные прогнозы – просто чтобы быть готовым ко всему и понимать, на что идешь.
Фото: 95C from Pixabay