Казалось бы, к чему опытному человеку бизнеса наставники и дополнительные советчики? Но в этом есть и обратная сторона медали – знания, опыт ментора и взгляд со стороны на рабочие процессы могут привести компанию к успеху и помогут избежать критических ошибок. Рассказываем о том, кто такой бизнес-ментор, зачем он нужен и как его выбрать.
Менторство в бизнесе
Дословно «ментор» переводится как «наставник». Как и в другие сферы, это понятие внедрилось в бизнес не так давно. Хороший опытный наставник часто является экспертом в сфере, в которую приходит, и помогает отстроить рабочие процессы, предостерегает от ошибок и подсказывает, как можно развивать ваше направление дальше.
Есть один нюанс: ментор или наставник не делает работу за вас. Это советник, специалист, наблюдатель, организатор и, возможно, даже нетворкер, который предоставляет вам свой взгляд на обстановку внутри вашего бизнеса, но окончательное решение всегда будете принимать вы.
Кому нужен ментор?
Ментор для молодой компании или стартапа – отличное решение, так как амбициозные предприниматели могут переоценивать свои усилия или наоборот – недооценивать аудиторию. В бизнес-акселераторах (программах для перспективных стартапов) участникам всегда предоставляют ментора, и иногда за внимание действительно популярного эксперта приходится побороться.
Могут ли крупные компании, которые уже много лет существуют на рынке, нуждаться в услугах ментора? Конечно, особенно если компания попала в кризисную ситуацию, когда нужно разрабатывать новые продукты или сервисы, когда управление переходит от одного собственника к другому и так далее. Ситуаций, когда крупный или давно существующий бизнес может прибегать к услугам ментора, великое множество.
Каким должен быть ментор?
В меру жестким, в меру сговорчивым, в меру понимающим вас и ваш коллектив. Но главное – он действительно должен понимать, что нужно вашей компании и как достичь той цели, которую вы перед ним ставите. Точнее, ставите-то перед собой и своим бизнесом, а помогает в ее достижении ментор.
Важно, чтобы ментор был профи в вашей сфере деятельности или в тех процессах, для которых вы обращаетесь к его услугам. Но также стоит помнить, что если человек ранее занимал высокие должности в различных успешных компаниях, то его услуги обойдутся недешево.
Как выбрать ментора и убедить его работать с вами?
Допустим, вы основатель стартапа. На бизнес-конференции вы видите близкого по духу человека, который излагает близкие к вашему бизнесу ценности и идеи. Это, можно сказать, бинго. Срочно знакомьтесь, общайтесь и со временем (не сразу) предлагайте стать ментором для вашего стартапа. Другой предприниматель может заинтересоваться, так как это новый для него опыт или потому что тематика вашего стартапа ему интересна.
Другой вариант заручиться поддержкой ментора, если вы никак не можете встретиться с ним лично, – обратиться в социальных сетях или по электронной почте. Тут стоит запастись терпением и предложить выгодные условия (и даже не финансовые).
Не ищите суперзвезду бизнеса, если сами таковой не являетесь. Обычно, чтобы найти общий язык, нужен ментор на 1-2 головы выше вас.
Как общаться с ментором?
Во-первых, каждый конкретный случай общения с ментором уникален. Поэтому договориться стоит «на берегу» – сразу обсудить условия работы, формат общения, ваши цели и задачи, а также сроки, в которые укладывается ваша совместная работа.
Второй момент – обязательно озвучивайте свои вопросы и потребности бизнеса, те моменты, на которые, по вашему мнению, нужно обратить особое внимание. И, в-третьих, внимательно слушайте (или читайте) то, что говорит (или пишет) вам ментор. Даже если вы не согласны с какими-то советами или взглядами, обсуждайте, чтобы понять, почему человек пришел к такому решению.
И не забывайте, что вы всё-таки сами принимаете решения, а потому ответственность за них лежит на вас, а не на менторе.
Фото: Medienstürmer on Unsplash