К сожалению, все мы знакомы с разного рода манипуляциями – каждый сталкивался с ними и в работе, и в личной жизни, и даже в самых нестандартных ситуациях. Объясняем, что такое манипуляции, как им противостоять и почему они вредны в работе.
Манипуляция – что это?
Заставить человека сделать то, что он не хочет, не может или ему не по силам сделать – это и есть манипуляция. Психологический трюк, в котором могут присутствовать обман, скрытая агрессия, обвинения и так далее. И тут важно понимать, что манипуляция не всегда плоха – в некоторых случаях она необходима (например, чтобы заставить ребенка принять лекарство или провести процедуру, необходимую для поддержки здоровья). Оправдать манипуляцию в работе тоже можно, но когда речь идет о взрослых людях, осознающих свою ответственность за происходящее, прибегать к ней не стоит.
Рычаги воздействия
Манипулятор стремится нанести психологическое воздействие на свою «жертву». Он может специально создавать ситуацию, в которой «жертва» чувствует себя психологически некомфортно, ей сложно подключать критическое мышление, поэтому она просто поддается манипуляции и беспрекословно выполняет то, о чем просит манипулятор.
Человек, который стремится применить манипуляцию в работе, также может скрывать факты или не обозначать общую цель, не объяснять необходимость задачи (возможно, так как не считает нужным это делать). Однако нередко для качественного выполнения задачи сотруднику нужно понимание того, что происходит по всей вертикали. Укрытие фактов или недостаточное объяснение ситуации может исказить восприятие, а задача будет выполнена не в полном объеме.
Может быть применено и насилие или угрозы в сторону «жертвы», а при регулярном невыполнении указанного – буллинг, мобинг или боссинг.
Как распознать манипуляцию?
Чтобы не поддаваться на манипуляции, нужно научиться их распознавать. Если присутствует чувство вины, регулярная тревожность, страх перед предполагаемым манипулятором, ощущение собственной незначимости, страх не оправдать чьи-либо ожидания от вас, вероятно, речь идет о манипуляции.
Как ей противостоять?
Первый шаг в противостоянии манипуляции – распознать ее. Когда вы научились это делать или же просто поняли, что попали в хитро созданную паутину манипулятора, пробуйте этому противостоять. Например, задавайте наводящие вопросы, выражайте собственное мнение, обозначайте зоны своей ответственности, не стесняйтесь замечать несоответствия в фактаже и переводите разговор в рациональное русло. Если разговор имеет неприятный для вас характер, постарайтесь сделать аудиозапись диалога и переслушать его «на свежую голову». Возможно, всё совсем не так, как вам кажется. Если в разговоре присутствуют угрозы, дистанцируйтесь, уходите, заканчивайте разговор. Записать аудио также не будет лишним.
Почему манипуляции наносят вред работе?
Недосказанность и скрытность в работе также не дает позитивных результатов. Сотрудники должны следовать общей цели, понимать свою значимость и общий характер работы.
Манипуляции формируют недоверие не только к источнику этих действий, но и к компании, к руководителю, к сотрудникам и так далее. Формируя негативный имидж для одного или нескольких сотрудников, ничего хорошего для компании вы не делаете – наоборот. Со временем ситуация будет усугубляться, а если манипулятора не выявить и ничего не применять, то начнется текучка кадров, а имидж компании будет всё хуже и хуже среди работодателей.
Фото: Amy Hirschi on Unsplash