Олимпийская чемпионка, основательница и организатор кубка по спортивной гимнастике Ukraine International Сup Стелла Захарова занимает активную позицию в популяризации спорта в Украине. Мы поговорили со Стеллой Георгиевной о том, каким был первый Кубок и как он изменился сейчас, как с тех пор изменилось отношение зрителей к спорту, об условиях, в которых готовятся к соревнованиям украинские гимнасты, и о том, как найти подход к юным спортсменам.
Как появилась идея организовать Кубок Стеллы Захаровой/Ukraine International Сup?
Идея появилась экспромтом. Я приехала из Швеции, там мы на протяжении 10 лет работали с мужем – он играл в футбол по контракту. Мы захотели вернуться в свою страну, не захотели оставаться за границей. Я родила ребенка, мне нужно было найти для себя занятие. И тогда мы с подругой, которая работала в сфере гимнастики, просто сидя на кухне за чашкой кофе подумали: а почему бы не создать такое мероприятие? Я не знала, не умела, не понимала ничего – мы шли куда-то вслепую. Но тогда я была очень молодая и активная, хотелось проявить себя. Достичь не только в гимнастике и в спорте, но и в жизни. Так и получилось, что сидя на кухне за чашкой кофе мы начали мудрить, придумывать, а после потихоньку реализовывали.
Когда начинается подготовка к следующему Кубку? Сразу после завершения текущего?
Нет, отдыхаем сначала, мы же люди! Обычно готовиться начинаем с первого сентября к следующему Кубку, это очень сложный процесс.
Помните ли вы первый Кубок Стеллы Захаровой?
Конечно, помню! У нас не было ничего – например, даже занавеси в «Палац спорта» мы шили своими руками. Мы не знали слова «маркетинг», не знали, как работать с журналистами. Не знали даже, как сделать правильно гимнастический помост! Тогда мы взялись за огромное дело. Если бы мне сейчас предложили начать создавать новый турнир с нуля, я бы никогда за это не взялась. Нужно быть самоубийцей, чтобы на это пойти. Но тогда нам хватило смелости, потому что я не знала, куда иду. Конечно, по началу было много нареканий, люди говорили, что это непрофессионально, что турнир не проживет дольше одного года. Но что меня поразило – ни рекламу, никаких объявлений мы не давали вообще – что было очень много посетителей. Полный зал «Дворца спорта», толпы!
Когда завершился первый Кубок, я была в раздумьях – проводить дальше или нет, потому что мы столкнулись с огромными трудностями. Но приняла решение проводить Кубок дальше. Я не знала, что меня ждет в будущем – Кубок каждый год модернизировался, но, сталкиваясь с чиновниками, сейчас я бы остановилась сейчас. А тогда было другое состояние – эмоции, задор, чем больше меня угнетали, тем больше хотелось сделать еще и еще. Тем больше у меня появлялось энергии доказать, что угнетать меня не получится. И второй Кубок, который проходил на следующий год, уже был лучше – приехали спортсмены со всего мира, лучшие гимнасты. Конечно, они видели, что это еще «кустарщина». Это чувствовалось – если сравнивать с Чемпионатом мира, с Кубком мира или просто с обычным международным турниром, который проводят разные страны мира, мы еще не дотягивали. Это и было стимулом для нас сделать турнир лучше, каждый раз я стремилась к этому.
Единственное что: сейчас, казалось бы, уровень Кубка очень высокий, но в последние лет 7 пропал интерес украинских зрителей ко всему. Я не могу это объяснить – люди, что ли, стали более безразличные. Помню, что на первых трех Кубках люди в проемах сидели! Хотя тогда не было так интересно, как сейчас. Мне кажется, люди деградируют, им ничего не интересно.
Почему соревнования по гимнастике всё меньше захватывают зрителей, хотя возможностей для трансляции, чтобы охватить широкую аудиторию, стало больше?
Интерес зрителей падает, потому что людям вообще спорт становится неинтересен. Посмотрите: у нас не только к спортивной гимнастике, к спорту в целом теряется интерес! Ко всему, даже к футболу. Раньше на внутреннем чемпионате по футболу яблоку было негде упасть, а сейчас – пустые трибуны. Я уже не говорю о борьбе, о баскетболе. У нас, к сожалению, интереса людей к спорту – нуль. Нашим людям не прививают спортивную культуру, телеканалы не оповещают о спортивных новостях и победах наших спортсменов вообще. Мне самой приходится просить телеканалы, чтобы они рассказали про достижения наших спортсменов. Но кроме мыльных опер и политики ничего больше на каналах нет. Люди деградируют и деградируют своих детей – это жестко, но это правда. Нужно смотреть в будущее и понимать, что будет с нами и с нашими детьми. Я сравниваю отношение людей к спорту в европейских странах, потому что жила в Швеции, и в Украине.
А какая ситуация с интересом к спорту в европейских странах – его больше, чем у нас?
Там, больше интереса к спортивной культуре в массовости. В разы больше людей занимается и интересуется спортом, чем у нас. В наших семьях детям не рассказывают о том, что это нужно – позаниматься спортом, побегать на площадке. У мам и пап нет на это времени, большинство вообще детьми не интересуется, только занимается собой. Проблема и в том, что у нас нет культуры общения с детьми, уважения к детям.
В Европе обычно стадионы забиты. Сейчас-то понятно, есть карантин, ограничения. Но европейцы более дисциплинированы, у них культура стоит в разы здоровья выше, чем у нас. И они эту важную для них культуру здоровья передают своим детям. Но в связи с карантином, например, кого-то в залы не пускают, проходят соревнования с пустыми трибунами. В Японии прошел Чемпионат мира – часть людей пустили. Там, где вакцинировано большинство, люди приходят на стадионы, они любят спорт. А у нас из-за того, что люди не хотят вакцинироваться, страдает и спорт в том числе, спортсменам не дают развиваться.
По поводу пустых трибун – насколько спортсменам важно присутствие аудитории на соревнованиях?
Выступать при пустых трибунах – это как в аквариуме. Для этого спортсмены и готовятся на тренировках, чтобы выйти и показать своё мастерство перед аудиторией, чтобы зрители их поддержали. Вы себе даже не представляете, как некоторые спортсмены собираются и выступают на пределе своих возможностей, а на тренировках даже сделать такого не могли! Вот какое влияние имеет зритель, который поддерживает спортсмена. Без него неинтересно, у спортсмена нет стимула, пропадает желание бороться.
Сейчас у вас есть школы и частные клубы спортивной гимнастики. Какие методы используют тренеры там – те, что были в советской школе, или более мягко относятся к подопечным?
Советская спортивная школа, конечно, была хороша, но только для профессионального уровня, когда спортсмен хочет стать олимпийским чемпионом. А в детском возрасте я бы отошла от жесткости. Некоторые тренеры калечат детей в раннем возрасте, думая, что жесткие методы помогут вывести ребенка на уровень олимпийского чемпиона. Совершенно нет! Сейчас другое время, дети стали более хилые, расхлябанные. Это, к сожалению, диктует нам и время, и экологическое состояние мест, где мы живем, и наше отношение к спорту. Раньше мы бегали по дворам, дышали чистым воздухом, ели экологически чистые продукты. А то, что сейчас, вы сами видите. Но я всегда стою на том, что ребенка нельзя ни в коем случае морально убивать, ему нужно дать возможность развиваться. Работая в Швеции, я научилась правильному подходу к детям, чтобы через 2 года ребенок не был весь поломанный, в том числе и психологически. Недопустимо применять те методы, которые использовали ранее – тогда могли унижать, оскорблять, даже ударить. Ребенок должен приходить на занятие и получать удовольствие.
Когда я преподавала гимнастику в Швеции, начала применять там жесткие методы. Через три месяца дети не выдержали и сказали мне: «Мы бы хотели, чтобы было весело, интересно на тренировке». Я задумалась: им не нужно это истязательство. Ребенок не хочет заниматься гимнастикой – он развернулся и пошел в другой вид спорта, будет там себя реализовывать. Тогда нашим тренерам поставили задачу: чтобы ребенку в тренировочном процессе было интересно. Чтобы он вышел с тренировки и сказал: «Хочу еще!» – это правильно! Мы же не можем из всех детей делать олимпийских чемпионов.
Получается, что вы таким образом делаете свой вклад в развитие спортивной культуры в Украине?
Это моя задача, я не лезу в те сферы, в которых не разбираюсь. А работаю там, где досконально знаю своё дело, причем на разных уровнях – и в профессиональном спорте, и в массовом, и в детском, работаю и организатором соревнований. Я потратила долгие годы работы, чтобы познать всё это. А у нас сейчас получается так – не хочу оскорблять молодых людей, но они сразу хотят получать большие зарплаты, ничего не зная. Ты сначала должен пройти путь, научиться и потом только можешь сказать: «За мой труд, мои знания я хочу получать столько-то». А когда человек со студенческой скамьи приходит, ничего не зная и не понимая…
Мировые политики начинают с нуля и проходят полностью весь свой профессиональный путь, а у нас министром может стать человек, который даже разбирается в сфере своей деятельности. Мне было бы стыдно на месте такого человека, я бы никогда на такое не пошла! Но людям сегодня всё равно.
В недавнем интервью вы говорили о том, что у спортивной гимнастики ужасные условия – для тренировок, для подготовки к соревнованиям.
В инфраструктуре спорта мы сегодня не имеем тех достойных объектов и тех тренировочных баз, которые бы хотели. Особенно в спортивной гимнастике. Это факт.
Сегодня у нас в спортивной гимнастике, где украинские спортсмены являются лидерами и вопреки всему приносят медали, самые худшие условия во всем мире. А ведь у нас всегда были лучшие гимнасты мира. Борис Шахлин, Полина Астахова, Наталья Кучинская, Лариса Латынина – это монстры мировой гимнастики. У нас гимнастические традиции всегда были, и при этом у спортсменов самые худшие условия в мире. Чья вина в этом? Разве Стеллы Захаровой? Нет. У меня бюджетных денег нет, я не могу строить государственные объекты. А «обицянки» чиновников, политиков уже надоели. Мне стыдно за этих людей сегодня. Мне не хочется критиковать, хотя критиковать и критику воспринимать надо. Но у нас к последнему не привыкли чиновники.
В Верховной Раде на слушании я приводила пример: если тренер на протяжении 10 лет говорит спортсмену, что он классный, что у него всё получается, разве спортсмен станет олимпийским чемпионом? Никогда в жизни! Он где-то допускает ошибки, чтобы их не допускать, спортсмену надо подсказать. И это правильно – уметь воспринимать критику.
Какие шаги вы предпринимаете, чтобы популяризировать спортивную культуру в Украине?
Наш Илья Ковтун на Чемпионате мира завоевал медаль. Если бы я и мой пресс-секретарь не позвонили на телеканалы, если бы мы не достучались до журналистов, то никому бы дела и не было, никто б и не узнал. Мы как солдаты на войне – постоянно в борьбе, постоянно что-то доказываем. И это даже не мне нужно – у меня есть имя, я сама его создала, вложив в него долгие годы кропотливого труда. Но вы, журналисты, должны понимать, что это будущее, должны сами популяризировать спорт, сами бежать к нам за комментариями и за интервью. Но никого это не интересует, пока ты сам не достучишься. Потому что спортсмены телеканалам не интересны. Каналам нужны политика, какие-то депутаты-однодневки, которые платят за сюжеты. Но кто их знает? А Илью Ковтуна знает весь мир! И меня знают все. Так кто из нас больше делает для Украины? Вот так мы сегодня популяризируем спорт через такие трудности, доказывая, что это нужно. Мои школы и клубы развиваются за счет моих денег, мы вкладываемся, постоянно говорим об этом, показываем в соцсетях занятия, тренировки, праздники наши. Так и популяризируем. И моими жесткими заявлениями, конечно. Потому что я знаю, что я права.