Андрей Шабанов – шоумен, предприниматель и генеральный продюсер Просто Ради.О – рассказал «Печерской Ассамблее» о своем опыте управления радиостанцией и принятия важных решений, о компании FireBrands и необходимости сенсорного маркетинга, а также о рок-н-ролльном отеле Rooms&Rumors.
Как это – быть самым главным на одной из самых крутых радиостанций Украины?
Если не считать, что я был менеджером своей сестры с 7 до 9 лет, я тогда тоже неплохо поработал: пеленал её, кормил, когда родители были на работе. Хотя скорее это был мой первый опыт ответственности. А первый опыт на руководящей должности был в роли программного директора радиостанции Просто Ради.О.
У меня никогда не было иллюзий по поводу руководящей должности, а ответственности мне даже хотелось. Процесс управления я не представлял себе в радужных цветах, знал, что будет непросто. Ключевой мотивацией для меня было реализовать себя в творческом плане. Руководящая должность в медиа сфере позволяет эффективнее реализовывать свой творческий потенциал. Ведь даже если ты уже работаешь в медиа, то, многие подтвердят, каждый в команде выполняет свой кусочек работы. И не всегда проекты, в которых ты работаешь, являются пределом твоих творческих мечтаний, потому что у вас всегда есть руководитель, который принимает решение, и говорит, что именно вы будете делать. И даже если вы предлагаете что-то более интересное, как вам кажется, то не факт, что вашу идею услышат.
Когда становишься руководителем, то ты уже не исполнитель, ты – продюсер. Это божественное чувство, когда ты что-то придумал, а через какое-то время эта идея реализована и звучит в эфире. Вот было ровно ничего, а потом появляется что-то, что можно послушать, потрогать, ощутить.
Я не считаю себя идеальным менеджером, идеальный менеджер – это всегда немного психопат. Руководитель должен принимать непопулярные, а иногда жёсткие решения, чтобы для бизнеса было хорошо, а я не жёсткий человек. Я не умею принимать жёсткие решения, даже если понимаю, что это хорошо для дела. Я всегда пытаюсь решить вопрос довольно мягко. Я строю достаточно сложные конструкции там, где можно было бы поступить проще и жёстче.
Способны ли интернет-радиостанции «убить» классическое радиовещание? Какое будущее у классического радио?
Традиционные медиа, как радио и телевидение, переживают технологический кризис. Сейчас появились новые технологии и новые продукты, которые молодое поколение предпочитает старым аналоговым медиа. Радио в том виде, в котором оно существует, проработало около 70 лет. У радио всегда было 3 ключевых преимущества:
Музыка – раньше радио включали, чтобы услышать новую музыку или какие-то тематические подборки. К примеру, ПРОСТО РАДИ.О раскручивало артистов и их песни, к нам приходили не только за классным плейлистом, но и за новинками – ведь только на радио проще всего было узнать, что нового появилось в мире музыки. А на РЕТРО FM приходили за тематической музыкальной подборкой. Сейчас эту роль взяли на себя стриминговые платформы. Любая музыка, любые плейлисты, не нужно ждать окончания рекламного блока или выпуска новостей, любимую песню можно слушать раз за разом, пока не надоест.
Скорость подачи информации – радио могло выдать любую информацию практически мгновенно. Сейчас эту роль активно исполняют информационные сайты.
Интерактив – радио давало возможность людям в прямом эфире коммуницировать с интересной личностью. Сейчас есть блогеры, с которыми можно общаться на их личных площадках в социальных сетях.
Как носитель, радио сейчас начинает сдавать свои позиции по всему миру, но взрослое поколение 30+ не прекращает его слушать. И именно они, как мы знаем, являются самой желанной аудиторией для любого бизнеса.
Ваша компания FireBrands первой в Украине начала развивать сенсорный маркетинг. Получается, что раньше эту технологию не использовали? Как работает сенсорный маркетинг и что включает в себя FireBrands?
Мы сейчас единственная компания в стране, которая централизованно работает в сфере сенсорного маркетинга. Начиналось же всё с музыки. Компания была просто музыкальным провайдером аудиоконтента для бизнеса. Идея появилась в одной из киевских кофеен, когда я пил кофе и слушал музыку в заведении. Песня звучала, заканчивалась, после неё тишина, и начиналась следующая… Тогда я подумал, что было бы круто, чтобы мы сделали интернет-радиостанцию, джинглы, перебивки и в каждом заведении сети звучал единый эфир. Работая в такой модели бизнес исключает вероятность того, что на работу, к примеру, в кофейню, приходит бариста и ставит свой любимый System of a Down. Это был самый первый инсайт, с которого всё началось.
После того, как мы начали работать “с ушами”, пришла идея работать “с глазами”, а потом уже и с обонянием. Это стало логичным продолжением. Когда я начал изучать этот вопрос, то нашел компании аналогичные нашей в США и Европе, которые уже давно работают по такой схеме.
Когда мы дошли до ароматизации, я начал глубже интересоваться сенсорным маркетингом. Ведь при помощи аудио сервиса, видео арома можно влиять на выбор клиента. Музыка и ароматизация – ключевые сервисы, поскольку с визуальным контентом все и так работают в той или иной степени. Всё, что вы потребляете глазами в магазинах и ресторанах (тейбл тенты, тейбл сеты, фото и видео контент на телеэкранах) – некоторые бизнесы делают сами.
На Западе ароматизированы уже более 30% бизнесов, в Украине это приблизительно 3-4%.
Как появилась идея рок-отеля «Комнаты и Слухи»? Чем вдохновлялись? Есть ли желание открыть сеть таких отелей по Украине или миру?
Мы отличаемся от конкурентов с большим номерным фондом и классическими отельными стандартами. За этими самыми стандартами к ним, кстати, и едут. В отелях бизнес-сегмента, как правило, останавливаются люди, которые приезжают в командировки, и отель им нужен исключительно как место, где можно принять душ и поспать. Ко всему прочему они могут заселять огромное количество людей по низкой цене, чего в нашем бутик-отеле точно быть не может.
Но мы предлагаем идеальный сервис и уникальную локацию, где можно не просто переночевать, но и получить эстетическое удовольствие, а еще контент для соцсетей. Проживание в Rooms & Rumors – это культурно-эстетический побег.
Люди остаются у нас не из-за отельных стандартов, а из-за впечатлений. А впечатлений мы дарим много: от завтрака настоящей рок-звезды в постель и красивой локации для stories до открытки, которую гость может отправить себе домой из самого рок-н-ролльного места Одессы.
Сейчас вы также развиваете продукт «Музыкальная ДНК бренда». Расскажите о нем подробнее – это значит, что у каждого бренда может быть своё фирменное звучание? Как его определяют?
Это необходимо только тем компаниям, которые упорно и непрерывно работают над своим брендингом. 70-80% контента человек потребляет глазами. Визуальный маркетинг для бренда очень важен. Но когда человек попадает в магазин, то остальные 20% тоже играют роль, а это чаще всего звук и запах, многие об этом не задумываются.
Вот вам пример: четыре из пяти наших потенциальных клиентов, которые приходят с запросом
арома — маркетинга, просят запах «как у Massimo Dutti». Они сделали всё правильно и другие хотят сделать так же. Запах – очень сильный триггер, который привязывает вашего клиента к вам.
Еще один удачный пример, помимо Massimo Dutti, – магазины Abercrombie & Fitch. Их постоянные клиенты подтвердят – у них отличное сочетание аромата и музыки, которое влияет на то, что клиенты их запоминают с первого визита. Там всегда пахнет парфюмом из их текущей линейки, громко звучит музыка. Музыкальная ДНК их бренда разработана идеально под их целевую аудиторию. Если провести опрос среди их клиентов, то они не смогут не отметить эти старания бренда.
Как звучит человек-бренд Андрей Шабанов?
Это предприниматель, который любит повеселиться и в телевизионном, и радио эфире. Я получаю удовольствие от создания продукта, я люблю реализовывать идеи.
Многие люди неправильно воспринимают фразу “мысль материальна”. Это не о том, что вы будете сидеть на диване, о чем-то мечтать и вдруг оно станет реальным. Это о том, что вы можете придумать идею и сделать что-то, чтобы воплотить её в жизнь.