Богдан Касс — украинский дизайнер концептуальной одежды. Представил кампейн мужской коллекции FW 20/21, которым поднял тему социального влияния и этим вызвал настоящий фурор на Ukrainian Fashion Week. Богдан рассказал о сложности работы дизайнером в Украине, что вдохновило на создание новой коллекции и дал совет, на что обращать внимание при выборе бренда.
Когда Вы готовите коллекцию, есть вдохновение, накопленные переживания. Что больше всего влияет на формирование коллекции?
Безусловно на создание моих коллекций всегда влияют определенные факторы. В первую очередь это окружающая среда и мое эмоциональное состояние. Как правило первое и второе сливаются воедино, в одну тематику, в одно веяние, которые и формируют концепцию и психологию коллекции. Вообще психология всегда была и остается самой важной составляющей моих коллекций, поскольку именно психология и формирует их концепцию. Все мы так или иначе подвластны внешнему влиянию, что отображается во всех наших последующих решениях и действиях. Это может касаться рекламы, социума, моды, даже трендов в пластической хирургии, это может касаться чего угодно. Вот что для меня важно, именно эту психологию я и применяю к своему творчеству.
Что вдохновило вас при создании новой коллекции?
На создание последней коллекции меня вдохновляли культура, быт, способы самовыражения индейских племен и понятие влияния как социального рычага. Ведь соединив эти два разноплановых источника, получилось коллекция, казалась бы несочетаемая с рисунками зверей на лице, но тем не менее в общей картинке это смотреться очень целостно и достойно. Потому что концептуальность и психология, для меня, это практически одно и тоже. Я имею ввиду не общее понятие психологии как науки, а именно психологическое состояние. Ведь концептуализм — это как один из разновидностей психологии, или вернее — это стиль психологии, которым я руководствуюсь.
Как пандемия повлияла на модную индустрию?
Во-первых, пандемия очень потрясла модную индустрию, и с какой-то стороны даже немного разрушила. Точнее сказать не саму модную индустрию, а именно ее субъектов, в лице брендов. В этот период мы начали задумываться в первую очередь о практичности и функциональности. Так же, как и наш потребитель мы сами понимаем, всем хочется выглядеть красиво, быть и чувствовать себя практично. Пандемия изменила ценность понятия существования моды как таковой. Думаю, сегодня формируется такое течение, которое на следующей неделе моды все же заговорит о масках, комбинезонах, средствах защиты. Другие дизайнеры, наоборот будут по-своему отрицать происходящее, не вспоминая о случившемся.
Похожая ситуация сложилась в Украине несколько лет назад с момента вторжения агрессора на наши территории. Создавая коллекции, никто из дизайнеров не затрагивал темы войн и их последствий. Думаю, для того, чтобы отвлечь зрителя от ужасов наших реалий. Я считаю, что сегодня не стоит кардинально отводить взгляд от всего происходящего вокруг. Даже несмотря на факт усталости каждого от всемирной пандемии, мы все же будем об этом говорить. Ведь позабыв об элементарном, что можем сохранить наше здоровья и жизнь, мы подвергаем риску не только себя, но и всех окружающих.
Как карантин повлиял на Вас и Вашу работу или ничего не изменилось?
Откровенно говоря, карантин очень сильно повлиял на меня и на мою работу. Но главное, что карантин привил любовь внутри моей команды.
Раньше не было ценности в людях, такой как она есть сейчас. Люди, которых я повстречал во время работы на карантине – особенные. После небольшого смягчения карантинных норм, мы продолжаем встречать людей, которые правда изменились, это отражается даже во взгляде. Так же и у нас, мы немного изменили структуру своей работы, расширили её спектр, мы увидели возможности, которые раньше не замечали.
Карантин сосредоточил нас на самом важном и ценном, мелочи отставив на потом. В принципе, именно на этом и должны стоять приоритеты в бизнесе. Только осознание таких реалий, не всегда приходит вовремя. Мы часто распыляемся на ненужные вещи, которые казались такими необходимыми. Например, когда мы занимались благотворительностью, изготовляя маски и комбинезоны, мы упаковывали их в самые обычные пакеты для одежды. Мы совсем не задумывались о красивых упаковках, о презентабельности, мы думали лишь о нужде. Мы старались сделать больше, качественнее, вложиться в минимальный бюджет и сроки. Так как этот вопрос был очень срочным и горячим. Наверное, эти события воспитали истинное понимание нужды, как в бизнесе, так и в жизни.
Еще пару месяцев назад мы проделали большой объём работы, для выхода бренда на международную продажную арену. Но, к сожалению, последние события временно заблокировали нам эту возможность, но повторюсь, это лишь временно. Тут мы и увидели новые возможности. Можно делать крутой, качественный, практичный и самое важное недорогой продукт для нашей страны. Именно тот, который нам необходим.
У нас получилось сократить бюджет в чем-то менее важном, сосредотачиваясь на практичности, мы нацелили продукт на Украину, на локальные места сбыта, о которых мы даже не подозревали. Поскольку, с так называемыми байерами в Украине достаточно тяжко, вернее они есть, просто заточены на другой продукт и на другие места продаж.
Я очень горд тем, что плохое событие привело нас к смене цели, хоть и кратковременно и дало возможность правильно изучить ца в Украине. Потому, что продукт, к которому я привык, который я считаю модным, он все же больше нацелен на запад. На людей более свободных и смелых. Я кайфую, от мысли, что нам все же удалось создать универсальный товар для локальной среды.
Насколько трудно работать дизайнером в Украине? Какие проблемы возникают?
Для дизайнеров все сложно. Ни для кого не секрет, если у бренда нет внешнего финансирования, инвесторов, либо спонсоров, работать тяжело. Это одна из самых основных проблем, потому что, материал и изготовление — это еще не все составляющие продукта готового к продаже. И действительно ткань может стоить дороже готово изделие, которое можно купить в любом ТЦ. Кроме того, что одежду нужно пошить, колоссальные затраты уходят на упаковки, бирки, логистику и тд. Все эти нюансы несут за собой огромные бюджеты, это и есть проблема. В таком случае, конечная продажа товара нашему потребителю в Украине практически невозможная. Ведь часто бывает, что средний потребитель зарабатывает меньше стоимости одного изделия. Поэтому очевидно, что выбор человека будет явно не в нашу пользу. Из-за этого и приходится искать пути выхода на внешние рынки. Но тут стоит подготовится к непредсказуемым рискам и очень солидным бюджетам.
Ваш совет девушкам, чтобы разобраться в трендах.
Что бы разобраться в трендах не нужно быть большим специалистом, достаточно развить в себе насмотренность, с помощью простых вещей.
Основной и первый источник — это социальные сети. Они, как правило, вырабатывают вкус, если ты следишь за модными страничками ты видишь, что красиво, что не очень, и учишься анализировать. Это и есть первый и основной шаг к быстрому и легкому понятию трендов. Раньше были очень популярны книги для девочек и женщин о моде и стиле. Сейчас же вкус формирует не текст, а картинка, визуализация. Я думаю, что через несколько лет текс без картинки практически потеряет свой смысл, конечно же это относится исключительно к сфере моды и трендов. Например, советское правило пышной блузы и обязательно узкого низа, абсолютно изжило себя. И блуза юбка могут оставаться свободными и смотреться невероятно красиво, но объяснить это исключительно текстом сложно. Информация вместо интересной и поучительной становиться грузной и скучной. Поэтому сейчас первое, что воспринимается в моде это картинка. Просто необходимо тренировать свою насмотренность в данном вопросе.
Какая Ваша задача как дизайнера?
Моя задача как дизайнера не состоит в объяснениях или консультациях. Я могу направить и могу показать какой тренд я создаю. Поскольку я всегда самостоятельно формировал свою вкусовую линию, мне сложно говорить о задачах перед людьми, вкусовые предпочтения которых не пересекаются со стилевым движением бренда. Моя задача как дизайнера создавать вкусный продукт, который будет нравится и который не будет похож на то, что вы наблюдали ранее.
Чем для Вас является дизайн – работой или способом самовыражения?
Скорее всего самовыражением для меня является сам показ коллекции и шоу, которое мы создаем. Все остальные ежедневные моменты — это моя работа. Ведь бренд исключительно как творческий проект может быть только на первых стадиях его развития, в дальнейшем — это бизнес, над которым трудится большая команда изо дня в день.
Какая цель перед Вами стоит в 2020 году?
Главной целью является – результативное укоренение на нашем рынке, среди украинских модников. Все цели очень изменились после Нового года и после последнего показа на Ukrainian Fashion Week. Раньше в планах было активное движение на европейский рынок, конкретно на Германию. Но ситуация в мире всех нас немного встряхнула, приоритеты изменились, стратегия бренда на ближайший период была полностью переписана. Пока мы нацелились на украинский рынок, удешевив продукт мы даем возможность приобрести его каждому.
На что стоит сейчас обращать внимание в выборе одежды?
Я советую делать акцент на практичности. Одежда должна быть максимально универсальной и сочетаться с любой другой в вашем гардеробе. Да, сейчас модно самовыражаться, но вовсе не модно это делать глупо. Лучше акцентировать свое внимание на чем-то простом, комфортном и стильном нежели на ярком, пестром и неуместном.