Карантин творчеству не помеха. Украинская художница и основательница мастерской OLK Manufactory Оксана Левченя рассказала о своем проекте про несуществующие племена, в котором маски стали его неотъемлемой частью.
Оксана, у себя в Instagram вы опубликовали несколько фото с масками. Это ваш новый проект?
Маски - это часть проекта про несуществующие племена. Проекту два года, он создан в 2018 году и демонстрировался в галерее «Бурса».
Расскажите о нем. Как появилась идея? Пандемия как-то повлияла на создание этих объектов творчества?
Идея проекта состоит в том, что категоризация людей по признакам социального статуса, национальности, пола, возраста, общественного положения является причиной противопоставления одной группы людей по отношению к другой. Если каждый человек станет самостоятельной единицей, свободной от приоритетов и правил, навязываемых группой, то сообщество таких людей сможет выйти за пределы детерминированности и объединится как вид, сталкиваясь с проблемами, общими для всего вида. Например, с болезнями, загрязнением среды обитания, старением.
Несуществующие племена я бы определила собственным термином «мультиндивидуализм». Разъединившись и разобщившись, общество может стать более целостным, сталкиваясь с глобальными проблемами. Подтверждение своей идее я нахожу сейчас у эволюционных биологов и людей, которые анализируют происхождение конфликтов, подверженность манипуляциям, стереотипность взглядов в обществе и неизбежность эволюционных изменений.
Мне бы хотелось предвидеть феномен всемирного карантина, но проект не был настолько конкретным. Хотя, он в каком-то смысле иллюстрирует то, что я имела в виду.
Что вас вдохновляет на создание новых проектов, выставок?
Я не определяю себя художником и не ищу вдохновение, мне интересны диссонансы и противоречия, поиск ответов. Мне кажется, что сначала «знаю», а потом задаю вопрос. Звучит противоречиво, но как есть. Маски - защита от внешнего и манифестация внутреннего. Это проекция, образ, который мы готовы показать окружающим, транслируя во вне то, что находится внутри.
Как много времени проходит от появления идеи до реализации?
Некоторые идеи переживают актуальное для себя время и становятся невыполненным балластом. Или их реализовывает кто-то другой. Тенденции - это следствие идеи. Думать о том же, о чем и я - могут и другие люди в это же время. Вопрос в том, у кого есть достаточная мотивация воплотить это в реальность.
Как вообще происходит ваша работа во время карантина?
Моя жизнь в карантине немногим отличается от прежней: дом - мастерская, я практически не бываю в городе. Занятия спортом я давно заменяю физическим трудом, который люблю, но остаюсь фанатом бега. Гигиеническую маску я всегда носила под рукой. Сезонные ОРВИ, простуда - для меня всегда были поводом ее надевать. Карантин только сделал эту привычку навязчивой.
Вы принадлежите к тем людям, которым комфортнее коммуницировать с другими оффлайн или без проблем адаптировали свою работу к нынешней ситуации?
Глобальный переход в онлайн меня немного пугает, и я не могу ответить себе на вопрос: было ли это в чьих-то планах, или это оппортунизм и реакция на ситуацию? Выход из круга повседневной суеты, бесконечного потока ложных, навязанных целей и отстранение от одержимости обладания ненужными вещами, для многих из нас, полезны. Мы не стали меньше потреблять в целом. Поскольку во многих странах изменился лишь способ приобретения в пользу интернет -покупок. Возможно, мы будем с большим энтузиазмом улучшать то, что нас окружает, а не сбегать от наших внутренних проблем в страны, в которых жизнь легче и красивее.
У вас уже есть планы на послекарантинное время?
Первым делом после карантина я заберу маму из «ссылки». Возможно, реализую проект, который предполагал живую социальную коммуникацию. Нет планов, которые я бы не могла поменять, но могут поменяться приоритеты, поэтому я буду жить и действовать, как обычно, еще чаще повторяя слово «неважно».