Сложно найти в Украине человека, который бы никогда не слышал о «Новой почте». Но не все знают о социальной составляющей проекта. Соосновательница «Новой почты», ресторана «100 років тому вперед» и главная волшебница в «Команде чарівників» Инна Поперешнюк рассказала нам о формировании беговой культуры, о социальных и добрых проектах, о возрождении украинской кухни, а также о том, где поесть самый вкусный борщ.
То, какой стала «Нова пошта» сейчас, было в ваших планах в тот период, когда проект только зарождался?
20 лет назад, когда открывалась «Новая почта», это была доставка «дверь-дверь». Тогда у нас не было отделений. Это была новая услуга на рынке, потому что в Украине не было вообще курьерской доставки. Посылки и письма передавали автобусами. Поэтому, когда мы открывались, никто не понимал, что мы предлагаем. Не могу сказать про всех сооснователей «Новой почты», но лично я тогда еще не понимала, насколько глобальную тему мы затронули.
На данный момент «Новая почта» – это национальный оператор доставки, это невероятно крутой бизнес – и по масштабам, и по инновациям. Это и социально ответственный бизнес. «Новая почта» – это украинский бизнес, это как гражданка Украины – она не может быть равнодушной к тому, что происходит в ее стране.
Думали ли вы уже тогда о том, что «Нова пошта» будет создавать свои социальные инициативы?
У «Новой почты» сейчас четыре благотворительных направления. Это «Гуманитарная почта Украины», которую мы открыли с первого дня, когда началась антитеррористическая операция на Донбасе. Много волонтерских организаций Украины отправляют бесплатно (по промокодам) посылки на линию фронта. Любая волонтерская организация, у которой есть свидетельство, может обратиться в «Новую почту», мы выделим им промокоды. Это очень помогало нашим войскам, нашим бойцам, когда всё только начиналось. С первых дней, когда весь украинский народ стал на защиту своих земель, «Новая почта» включила «Гуманитарную почту».
Второй наш проект – тоже масштабный, с большой стратегической целью – формирование беговой культуры в нашей стране – «Нова Пошта Напівмарафон». Семь лет назад мы начали проводить его в Полтаве, на первый забег пришло до 700 человек – без маркетинговой или SMM-поддержки. Мы просто хотели провести этот забег под брендом «Новой почты». Что мы получили? 700 участников, полный город бегунов, счастливых лиц. После этого мы с партнерами решили проводить полумарафоны по всей Украине. Мы не были профессионалами в проведении марафонов, это всё пришло с годами.
У нас есть еще один крутой проект – бизнес-школа. Любой начинающий предприниматель из Украины подает заявку, и мы его обучаем за символическую плату. Он делает презентацию своих бизнесов, после чего начинаем с ним заниматься. Проект расписан в нескольких городах, в нем работают крутые тренеры по разным направлениям – маркетинг, финансы, PR. Люди обучаются, защищают дипломы и применяют знания на своём бизнесе. У нас много положительных отзывов об этом проекте, многие на него не попадают, так как ограничено количество участников. Это классная поддержка малого и среднего бизнеса в Украине.
Когда в марте в 2020-м году объявили о карантине, никто не думал, что это затянется на годы. Мы с совладельцами «Новой почты» приняли решение выделить 25 миллионов и помогать больницам. В тот момент никто не понимал, что такое ковид и как его лечить. Мы закупали дорогостоящие ИВЛ-аппараты, стали первыми, кто помогал больницам. Начали с Полтавы – поставили ИВЛы, кислородные концентраторы. Потом мы попросили украинцев написать нам про те больницы, которые нуждаются в помощи. И получили огромное количество заявок! Мы увеличили сумму нашей помощи и по сей день продолжаем помогать больницам – это четвертый проект. Мы всей командой принимаем заявки и круглосуточно на связи. Речь идет именно про спасение жизней, как бы это громко ни прозвучало.
Вообще все наши проекты настолько патриотичные, они показывают любовь «Новой Почты» к Украине, это и развитие спорта, и бизнеса, и поддержка в тяжелые времена.
Вернемся к бегу. Вы сами принимаете участие во всех полумарафонах, организованных New Run?
Да, теперь это проект моего сердца, я – амбассадор New Run, бегаю сама на всех забегах, в каждом городе. Приезжаю, открываю марафон, говорю напутствие спортсменам, стартую вместе с ними, параллельно звоню организаторам и помогаю устранить мелкие недоработки, которые замечаю. Я финиширую, меня награждают, сама награждаю всех бегунов. Потом стартую вместе с детьми, награждаю их и закрываю марафон. Когда дети получают свою медаль от «Новой почты», они с ней идут в садик, школу, спят с ней. Каждый из них уже чемпион. Их настолько много, что мы вынуждены делить детские старты. С ними приходят родители, они проводят время вместе, все счастливы. Спортивные соревнования превратились в массовый праздник спорта для каждого города.
И вот с 7:00 до 14:00 я в таком режиме на всех марафонах. Это очень тяжело физически, но меня настолько вдохновляют счастливые лица бегунов, что усталости не чувствую.
Марафоны и полумарафоны, организованные New Run, проходят по всей Украине. Как их встречают участники маленьких городов?
Когда мы проводили первый марафон в Полтаве (до карантина), пришло очень много людей. Центральная площадь не смогла выдержать всех – бегунов, их семьи, болельщиков. Вместе с нами приехал и Саша Педан с проектом JuniorZ (когда физкультура превращается в игры). Невероятное количество детей, которые его обожают, пришли на забег.
Город расцветает, когда раз в году «Новая почта» организовывает такое классное мероприятие. Каждый город стремится стать лучше. Весь июнь ездила на наши марафоны – в Одессу, Николаев, Хмельницкий, Сумы, Запорожье, Черкассы, и была поражена! Например, Черкассы меня удивилли чистотой, Хмельницкий – своими ресторанами. Когда в город заходит «Нова Пошта Напівмарафон», то заходят и туристы. Музеи, рестораны, кафе, отели переполнены – это способствует экономическому росту города. Нас лично благодарят мэры, и это неудивительно, потому что за полдня город расцветает. А учитывая то, что люди приезжают за день или остаются на выходные, то эти пару дней становятся для города очень прибыльными.
Но мы идем и в города-миллионники. В этом году 3 октября мы будем стартовать в Киеве – это забег, который проводим именно мы. Раньше мы были генеральными партнерами, а теперь проводим свой полумарафон. Это глобальный вызов для нашей команды, но уверена, что на этом не остановимся. В планах есть амбициозная цель – провести марафон не только в Украине.
Почему «Новая почта» поддерживает марафон, почему именно бег? Что нужно человеку, чтобы начать бегать?
В массовом контексте у нас очень плохо всё со спортом, в маленьких городах нет достойных стадионов, беговых дорожек, нет условий, чтобы дети занимались спортом. Но, как ни странно, бег – это самый доступный для всех вид спорта. Чтобы начать бегать, вам абсолютно ничего не нужно. Только желание и кроссовки, а дальше – надели кроссовки и побежали. Я начала бегать где-то 5 лет назад, пришла на открытую тренировку одного полтавского клуба, пробежала 400 метров и на следующий день у меня была жуткая крепатура! Потом увидела на марафоне много людей с ограниченными возможностями – на колясках, с протезами. Среди них была девочка, которая с двумя протезами бежит 21 км. И я подумала, что должна перебороть себя, начала бегать сама каждый день, как могла – не знала, как нужно бегать. Начала прислушиваться к советам тренеров – как правильно ставить ногу, дышать… И пробежала свой первый полумарафон – 21 км. Мне было классно, я была горда собой и сделала очередную татуировку – бегущую себя на ноге.
Мы с New Run выбираем комфортные, ровные трассы, в зависимости от города, конечно, но стараемся, чтобы бегуны не травмировались. И когда я вижу на наших обычных марафонах людей с ограниченными возможностями – и есть такие люди на всех наших марафонах, и они пробегают 21 км, у меня появляется невероятная гордость за них. Мы отдельно их награждаем, они бесплатно регистрируются, но бегут в общем потоке спортсменов и вместе со всеми идут к финишу, мы не выделяем их.
В карантин мы придумали провести онлайн-марафон. Бегуны регистрировались как на обычный марафон, а потом получали стартовые пакеты, номера. Далее люди использовали приложение, а в конце сбрасывали нам свои результаты, после чего мы награждали их – отправляли медали «Новой почтой». Человек сидя дома на карантине мог пробежать 10 или 21 км в любом месте (в лесу, по городу) и получить за это медаль. Получается, что все ограничения были только в нашей голове. Мы это сделали, еще и получили награду за самый массовый онлайн-забег страны.
У вас также есть проект «Команда чарівників», это благотворительность без привлечения денег в формате «помогать, уделяя время тем, кто в этом нуждается».
Не очень люблю слово «благотворительность», скорее «добрые дела», «добро». И поэтому я создала добрый проект «Команда чарівників». Не могу сказать, что он благотворительный, потому что это проект без денег.
Мы долго помогали одному интернату – это называлось «благотворительная помощь». Покупали подарки детям к празднику, отвозили в интернат, передавали директору и не знали, как реагируют дети. Во время пробежки пришла идея: у меня есть классные друзья со своими проектами или бизнесами. Я круто планирую свой график, поэтому могу выделить время и провести его с детьми. Предложила это своим друзьям – так у меня появились верные чарівники: Маргарита Беус, которая организовывает праздники для детей, компания «Цукерня», полтавский производитель конфет и сладостей. Есть фотографы, есть разные специалисты, которые помогают. И в первом же интернате у меня спросила директор: «Зачем это вам? Вы идете в мэры?» А мне просто хотелось сделать для детей волшебство. И мы привезли его детям – отсюда и пошло название «Команда чарівників». Все эти дети мечтали о чем-то простом, но в их реальности, в той режимности, в которой они живут, этого бы никогда не произошло. Дети стали счастливее, и директор, и воспитатели это заметили.
На следующем пункте назначения у нас с порога попросили 10 плазменных телевизоров, но я сказала: «Стоп, мы ничего не покупаем, только дарим волшебство и эмоции детям». И дети настолько нам открывались! А ведь это не простые дети, есть разные страшные синдромы и диагнозы. Мы дарили им простые подарки, делали мастер-классы для подростков – чтобы помочь им определиться с выбором профессии. Дети захотели стать кондитерами, освоить профессию бариста – и те «кофейники», которые с нами ездили, с радостью приглашали их к себе на практику.
Потом начали подключаться еще люди. Даже полиция Полтавы поехала с нами учить детей правилам дорожного движения! И так мы собирали людей и ездили, дарили подарки, делали мастер-классы, а в конце всегда было мыльное шоу. И я увидела, что преподаватели в интернатах, воспитатели сами становятся немного счастливее.
Однажды я попала в интернат в Зинькове (Полтавская область), там мальчики от 10 до 38 лет. Они не сироты, просто люди со страшными диагнозами. И настолько талантливые ребята! Они построили сами фонтан из старой ванны, делают крутые клумбы, поют, рисуют, лепят. Мы познакомились еще и с воспитателями, которые выхаживали детей – делали массажи, гимнастику, учили их плавать, поддерживали чистоту. Эти женщины за ними следят, как за собственными детьми, сами создали им хорошие условия. Поэтому «Команда чарівників» приехала к воспитателям и подарила им праздник – сделали макияжи, прически, привезли подарки, готовили им капучино с пенкой. Они были настолько счастливы. Этим людям нужно ставить памятники при жизни!
Есть еще такой интернат в Новых Санжарах, там одни девочки. Очень сложно туда приезжать. Но когда девочки просят о чем-то – записать сериал про Роксолану, передать куклу – мы это делаем. Потому что для них никто больше этого не сделает. Для этого и существует «Команда чарівників» – мы дарим эмоции, надежду, волшебство, они нас ждут, они вспоминают про это.
Сейчас, когда не получается ездить из-за карантина, мы просто собрали деньги, купили подарки и передали деткам. Мы даже хотели сделать шоу на улице для них, но из-за карантинных ограничений, которые МОЗ выдвигает для проведения детских мероприятий, это очень проблемно. На данном этапе мы просто дарим подарки и ждем, когда «Команда чарівників» сможет снова совершать волшебство. Зимой на «День СВ Валентина» запустили конкурс – дети написали «валентинки» со своими желаниями, я разместила их в Instagram, а мои подписчики начали присылать подарки для этих детей. То есть наш проект не имеет ограничений, вся Украина может присоединиться к «Команде чарівників».
Эти дети, их воспитатели – они живут мечтами, и мы не можем выпадать из их поля зрения, мы постоянно держим связь с руководство интернатов, дарим подарки, делаем что-то. Например, в Зинькове я подарила шеф-повару фартук и книгу от моего друга Евгения Клопотенко. И она была счастлива!
Вместе с Евгением Клопотенко вы открыли ресторан украинской кухни «100 років тому вперед». Расскажите, с чего всё началось?
Началось всё с мысли о том, что в путешествиях мы всегда пробуем национальную кухню: итальянскую в Италии, французскую во Франции и так далее. Но в Украине почему-то не отдаем предпочтение украинской. Подумайте сами – у нас мало заведений с украинской кухней, куда можно пригласить на ужин посла, дипломата, партнера по бизнесу, например.
На протяжении двух лет мы с командой ездили по Украине и собирали старинные рецепты. Настоящая экспедиция, научная работа! Так появился «100 років тому вперед», на основе этих рецептов мы создали меню. Это наш вклад в возрождение настоящей украинской кухни. Мы с Женей хотели доказать, что украинская кухня может выглядеть свежо, современно, привлекательно, хотели расширить границы ее восприятия – и у украинцев, и у иностранцев. Считаю, что у нас получилось – судя по отзывам и количеству гостей. Мы поломали стереотип, доказали, что украинская кухня – это вкусно, полезно.
И если уж говорить про самое известное украинское блюдо, то в «100 років тому вперед» самый вкусный борщ! Сколько бы борщей я ни ела – везде стараюсь есть борщ, где вижу в меню – у нас самый вкусный. И наш борщ можно есть в любое время суток – он не приторный, не жирный. Если еще не пробовали борщ в «100 років» или если еще никогда не были у нас, то обязательно приходите! Попробуете не только самый вкусный борщ, но и много классных и – что главное – украинских блюд.
И я, и Женя мечтаем привезти в Украину Мишлен – хочется получить эти звезды. Не знаю, реально ли, но мы к этому постепенно идем. Привозим мировых критиков, журналистов, которые пишут о нашем ресторане и об украинской кухне.
Как на ресторане отразились карантины? Что предпринимали, чтобы сохранить формат и избежать сокращений персонала?
Карантин – жесткое событие, которое произошло со всеми бизнесами, не все его выдержали. У нас была даже идея отойти от возрождения украинской кухни и делать пиццу-суши, но мы вовремя остановились (смеётся).
В карантин мы организовывали званые онлайн-ужины, доставляли гостям ингредиенты, а они собирали ужин за столом под руководством Евгения Клопотенко. Когда была первая Пасха в карантин, нас просто завалили заказами. Ресторан превратился в фабрику пасок, благодаря «Новой почте» мы их доставляли вовремя по всей стране. Когда начали открываться рестораны после карантина, людей было много. Все соскучились за атмосферой, сервисом, общением. А потом снова карантин. Дальше было сложно. Но мы выстояли. И те,кто приходил к нам однажды, возвращаются.