Городское пространство требует решительных изменений. Особенно сейчас, когда машин на улицах становится всё больше, а деревьев и зеленых насаждений – всё меньше. Европейские города уже пытаются принимать меры и за счет экокварталов снижать углеродный след. Разбираемся, как это работает – как экокварталы меняют городское пространство.
В основе создания экоквартала лежит практика устойчивости и щадящего отношения к окружающей среде. Цель таких проектов – выйти на углеродную нейтральность, то есть сократить выбросы углерода до нуля.
Помимо этого, такой экоквартал должен быть очень удобным для жителей города, спроектированным и построенным так, чтобы вся необходимая инфраструктура находилась в пешей доступности. Плюс к этому – использование экологичных видов транспорта, возобновляемых источников энергии, минимизация энергопотребления и прочие важные инициативы, способствующие общей цели экокварталов.
Жители экоквартала – отдельное коммьюнити, сознательны и инициативны в плане потребления и переработки отходов. Они стремятся к лучшему качеству жизни и готовы для этого действовать, а не оставаться в стороне.
Мировая практика показывает, что жилье в экоквартале (или экорайоне) может стоить дороже. Однако благодаря поддержке государства и созданию социальных программ поддержки квартиры в «зеленом» квартале могут себе позволить многие семьи.
При этом экокварталы – отнюдь не новое веяние. Первые такие кварталы начали создавать еще в конце 90-х годов в Швеции. Он называется Хаммарбю Шёстад (Hammarby Sjöstaden), его построили рядом с озером на месте бывшей портово-промышленной зоны. При создании района учли множество важных факторов: энергосбережение, эффективную систему сбора и очистки дождевой воды, солнечные батареи на крышах домов и обязательный элемент – утилизация отходов. Кстати, дома здесь строили около 20 разных подрядчиков, чтобы создать стилистическое разнообразие. Также дома в основном малоэтажные, то есть не превышают 5 этажей.
Но не только шведы стремились создать экозону в рамках большого города. Британцы смогли за два года построить уникальную инфраструктуру в пригороде Лондона и назвали ее BedZED. Это небольшая экодеревня, при строительстве которой использовали вторичные материалы. Целью строительной компании, взявшейся за разработку BedZED, было привлечь людей к новому стилю жизни – более устойчивому и более экологичному. При этом BedZED не уступает другим экокварталам и экогородам в инновационности благодаря использованию технологий энергосбережения, теплоизоляции, сбора воды. И сами жители поддерживают экоинициативы: например, практически на каждом балконе есть небольшая «клумба».
Во Франции, в Гренобле, еще в середине 2000-х построили экорайон La ZAC de Bonne, причем расположен он в центре города. Район не просто построен по стандартам «зеленых» технологий (то есть с учетом всех требований по теплоизоляции, энергоэффективности, сбору отходов и так далее), но и проектирован так, чтобы жителям было в нем комфортно. Строители учли все необходимые объекты инфраструктуры, а также сделали район инклюзивно доступным. А чтобы сплотить жителей района, создали и общественный огород, воспользоваться которым может каждый.
Германия также была одним из пионеров «зеленого» строительства. На окраине города Фрайбург еще в конце 90-х-начале 2000-х создали район Вобан (Vauban), в котором построили первый жилой дом с низким уровнем энергопотребления. Район «опоясывают» три круга зеленых насаждений, общая площадь которых – около 15 га. Каждый дом расположен так, чтобы жители быстро добирались к остановке трамвая, который связывает «зеленый» Вобан с остальным Фрайбургом.
Кстати, на Фрайбурге немцы не останавливаются – «зеленый» квартал будет построен и недалеко от Берлина.
Фото: CHUTTERSNAP on Unsplash