«Мозговой штурм» часто применяют в креативной среде – так «коллективный разум» рождает что-то новое. То, к чему один человек вряд ли сможет прийти. Рассказываем о пользе брейншторминга и о том, как его правильно организовать.
Что такое брейншторминг?
Как мы уже отметили, брейншторминг – это мозговой штурм, в рамках которого обсуждают процессы решения тех или иных задач. В основном на брейншторминг выносят те задачи, которые не могут быть решены простым способом или используя определенные схемы. Задачи для брейншторминга должны быть запутанными и сложными.
От обычного совещания данный процесс отличается тем, что генерировать и предлагать к рассмотрению можно любые идеи, даже самые абсурдные (так как и вопросы на него выносятся нелегкие), а группа для проведения брейншторминга должна быть большой – например, состоять из 10 человек.
Нужно ли готовиться к брейнштормингу?
Подготовка к этому процессу является обязательной. Во-первых, не путайте брейншторминг с обычным совещанием. Во-вторых, выясните организационные вопросы: кто будет вести брейншторминг, в каком формате он будет проходить, как оповестить участников и как предоставить им информацию, где его провести и так далее. В-третьих, не забывайте о задачах и целях вашего штурма. Брейншторминг – креативный процесс, и некоторые увлекательные идеи могут «увести» команду от реальных целей.
Также заготовьте правила, по которым будет проходить ваш брейншторминг, и расскажите о них команде. Например, опишите задачу, которую планируете решать на брейншторминге. Дайте задание коллегам – представить свою идею решения данного вопроса в течение заданного промежутка времени (скажем, не более 3-х минут). Коротко опишите правила и сделайте акцент на том, что нужно уважать мнения других участников, принимать любые идеи и не перебивать коллег.
Что еще нужно сделать, чтобы брейншторминг удался?
Хорошее настроение – важная составляющая любого рабочего процесса, не только творческого. Важно, чтобы коллеги были в добром расположении духа, а также проявляли терпение и эмпатию друг к другу. Также важной составляющей будет присутствие специалистов из разных сфер. Это поможет «развернуть» решаемую задачу пол неожиданным углом и «натолкнуть» команду на свежие мысли.
Есть и еще одна составляющая успешного брейншторминга – не отбрасывать идеи. Все идеи должны быть записаны, все их нужно обсудить в реализации – даже самые абсурдные и практически неосуществимые. Однако из них может «родиться» что-то действительно достойное.
Во время штурма стоит отложить гаджеты и взять паузу в работе (где-то на 1 час). Записывать идеи принято от руки, а доносить свои мысли – устно, без помощи визуальной коммуникации. Но это правило можно подстроить под свои нужды – если сотрудникам проще показать идею в креативном формате (видео, аудио, презентация, изображения, слайды и так далее), то не стоит от этого отказываться. Важно, чтобы все чувствовали себя комфортно и не стеснялись излагать свои идеи.
Фото: bantersnaps on Unsplash