Один из самых надежных способов зарабатывать на жилой недвижимости – сдавать ее в аренду. При этом начинающие арендодатели еще не знают о рисках разного характера, с которыми, возможно, придется столкнуться в будущем. Разбираемся с важным вопросом: с чем боятся столкнуться украинские арендодатели?
Сложная коммуникация с арендатором
Опытный арендодатель уже знает, с какими рисками ему придется столкнуться в будущем, и пытается обсудить всё с арендатором «на берегу», например, прописать ряд ситуаций в договоре аренды и договориться, что арендодатель будет в курсе всех возникающих у арендатора проблем.
Неприятные эмоции вызывает у арендодателя и необходимость напоминаний об оплате, в том числе и коммунальных услуг.
Снижение стоимости аренды
Большинство потенциальных арендаторов просят предоставить скидку на месячную плату – немного снизить цену. В этой ситуации арендодатель в праве отказать и ждать других арендаторов. Но в случае с постоянными арендаторами проблема стала актуальной весной 2020 года из-за карантинных ограничений – когда многие остались без работы и были вынуждены просить о скидке на месячную аренду. Сейчас же идет тенденция снижать стоимость арендной платы в отопительный сезон из-за больших сумм квартплаты за отопление.
Общение с соседями
Особенно актуально для тех, кто сдает жилье молодым активным людям – соседей могут не устраивать шумные вечеринки, или семьям с детьми – точно так же соседи могут высказывать недовольство по поводу детских криков, шума и прочего. Коммуникация с соседями и необходимость решать возникшие с ними проблемы могут негативно сказаться на отношениях обеих сторон (арендатора и арендодателя).
Непредвиденные ситуации и споры по ним
Кстати, в этот пункт может входить и коммуникация с соседями, но всё же арендодатели опасаются неприятных непредвиденных ситуаций – протечки, аварии, даже мелкие поломки могут испортить отношения между двумя сторонами. Самый важный вопрос в этой ситуации: кто будет оплачивать ремонт? При этом виновными в случившемся могут быть как арендодатель (не проверив все возможные аспекты в квартире заранее), так и арендатор (например, не сообщив владельцу квартиры о поломке).
Уборка после выезда
Один из самых больших страхов арендодателей – уборка после выезда арендатора. В это время могут раскрыться оставленные арендатором проблемы: поломанная техника, испорченный паркет, пятна на мягкой мебели и так далее. В люксовом сегменте эти проблемы решаются вызовом клининговой компании, но для более бюджетных сегментов проблема уборки после выезда арендатора действительно значимая.
Фото: Philipp Berndt on Unsplash