ОЛЕГ ПИНЧУК: ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ

«Сообщество художников – это банка со скорпионами, в которой все друг друга жалят»

 

Известный украинский скульптор Олег Пинчук впустил нашу редакцию не только в свой дом, но и в самое сердце и душу. О тонкостях внутреннего мира художников, об их взаимоотношениях и жесткой борьбе на современном арт-рынке читайте в нашем интервью.

Ваш дом – это настоящая галерея, есть ли в ней ваши любимые работы?

У меня все работы любимые, потому что каждая работа – это часть меня, часть моей души и сердца. Для меня искусство – это игра. Это обман с точки зрения здравого смысла, а местами и его отсутствие. Это интеллектуальный продукт, употреблять который могут продвинутые и эмоциональные люди с очень тонкой психикой. Это не каждому дано.

Арт-рынок известен своей высокой конкуренцией. Как выжить в таких условиях?

Главное – всегда думать головой, научиться контролировать свои эмоции. Здесь побеждает тот, кто работает не покладая рук, кому больше всего повезло, кто приспособился, на кого упала Божья благодать. В жесткой конкуренции нужно найти свое лицо. Важно не переступать через моральные нормы и оставаться человеком.

Как складываются отношения между представителями современного искусства?

Сообщество художников, за редким исключением – это банка со скорпионами, в которой все друг друга жалят, чтобы выжить. Безусловно, я верю в творческую дружбу, но в основном в современном мире все довольно бесчувственно и прагматично. Балом правят деньги, и борьба за эти деньги жесткая. Это как бои без правил. Для молодых художников мы люди из другой оперы. Молодым нужно отодвинуть именитых, как ненужное, и захватить Олимп, а мэтрам нужно удержаться и доказать, что они востребованны. Не будем идеализировать художников. Они не только сидят и обсуждают колористику работ друг друга и думают, как бы и где заработать… Нужно бороться за свое место под солнцем.

Кого вы можете назвать своим конкурентом?

У меня нет конкурентов. Понимая, какой это тяжелый труд, я пытаюсь никому в этой жизни не мешать, а наоборот – помогать. Но не всегда в отношении меня поступают так же. Рынок ограничен, средств мало. Возможно все: недобросовестность, интриги, лицемерие и прочие «прэлести» жизни, я к этому привык…

Труд художника нельзя оценить при помощи стандартных средств измерения. В искусстве доминируют другие законы и правила.

Как вы считаете, искусство – это прежде всего творчество или бизнес?

Жить с творчества – это сочетание определенных правил. Без рынка, без возврата денег за свой труд ты не сможешь дальше вкладывать в свое развитие, и тебе придется искать другую работу для того, чтобы просто жить. Сегодняшний художник – тот, чьи работы стоят дорого. Но все мы начинали с нуля, и создать ценность своих работ – очень сложная, но необходимая задача. Нужно научиться зарабатывать профессией на жизнь.

А этому можно научиться?

Конечно, и даже нужно! Иначе вас обойдут другие, и вам придется забросить свое любимое дело. Есть арт-дилеры и кураторы, которые занимаются продвижением художника. Мы можем сотрудничать, но нужно самостоятельно понимать, как работает система арт-рынка. Если человек не научится зарабатывать собственным творчеством, то его деятельность будет, как у нашего государства – неэффективной, погрязшей в долгах и коррупции. Нарисовать картину мало. Чтобы стать Малевичем, нужно очень постараться. При всех усилиях, которые я вкладываю в себя как художника, я понимаю, что этого недостаточно.

Не потеряется ли творческое начало в человеке, которого полностью поглотил маркетинг?

Творческое начало есть в каждом из нас. Но когда вы будете заниматься только творчеством, вам сначала не будет куда ставить свои работы, а потом не будет за что жить. Художник побеждает в конкуренции тогда, когда он использует все средства, неся особую энергетику… Это пограничное состояние, не совсем адекватное, с точки зрения обывателя. Все художники немного «с приветом», и это нормально. Это их особенность.

Творческим людям часто приписывают романтичность, свойственно ли это вам?

Я чересчур рациональный человек и считаю, что это – залог моего успеха. Я Близнецы и, с одной стороны, могу быть очень эмоциональным, влюбчивым, сентиментальным и романтичным. А с другой стороны, я понимаю, что на этом далеко не ускачешь, должна быть какая-то стабильность. Умение сочетать – это верный путь.

Часто ли вы совершали романтические поступки ради женщины?

Мне кажется, что это самый простой вариант: засыпать лепестками роз и прокатить на воздушном шаре, подарить полцарства Ты должен доказать любовь женщине своими действиями. Тот, кто написал красками на асфальте «я тебя люблю», через месяц уже может сказать: «Разлюбил». Это временное проявление чувств. А ты сделай так, чтобы твоя любимая женщина была счастлива, жила в достатке, нянчила детей. На это нужно потратить жизнь, а не просто момент.

Творческое начало в мужчине способствует отношениям с женщиной или же, наоборот, препятствует?

Романтика заканчивается тогда, когда тебе нужно заплатить за свет, газ и воду. Если ты работаешь и можешь обеспечить свою семью, то честь и хвала такому мужику. А если он работает вахтером за 3000 гривен и целый день спит, а потом приходит домой и рассказывает, как он при этом устал, – это мужчина-паразит. Такие идут на работу, как на повинность. Я же – иду как на праздник. У меня вообще, по сути, нет работы. Быть художником – это ведь образ жизни, это праздник.

Расскажите о своей галерее.

Галерея для меня – это один из элементов в жизни, которые помогают мне существовать как художнику. Это результат моих стараний и усилий. Мои работы – след, который я смогу оставить после себя. Есть понятие цикличности и нового поколения. Оно ищет новый язык в современном искусстве, который не всегда может быть понятен, как, наверное, я был непонятен в свое время.

Что должно быть в картине, чтобы вы забрали ее к себе домой?

Она должна меня задеть эмоционально. Почему у меня так много работ Марии Примаченко? Потому что она меня задела. Вместо того, чтобы поехать на курорт или купить автомобиль, я скупал эти картины. Если вещь вызывает у тебя пограничное эмоциональное состояние, значит, это твоя вещь. Если это просто холодная, бездушная картина, то ты пройдешь мимо. Картина – как женщина. Она имеет свою душу, глаза и энергию, которая подчиняет своей воле, и ты уже не в силах с ней бороться – расслабься и получай удовольствие…

 

Автор: Татьяна Кухнюк