Татьяна Туча, основательница LuckyLOOK и Наталья Чижова, co-owner event-agency Plombir рассказали об ошибках и успехах в бизнесе, и о тенденциях в работе после карантина.
Татьяна Туча
С чего начался ваш бизнес? Ошибки, успехи…
Я начинала со стойки с очками на 40 единиц. Тогда появилось понимание, что никто в Украине профессионально не помогает клиентам подобрать очки, да и консультантов никто не обучает всем тонкостям посадки, соответствию цветотипу, стилю. Тогда я действовала по наитию, доверилась интуиции и очень верила в то, что этот продукт и сервис нужен людям и не прогадала. Если говорить об ошибках, то не всегда удавалось объективно оценить ликвидность площади в ТРЦ. В какой-то момент мы сделали ставку на масштабирование сети магазинов, а не на результат. После чего, сделали выводы и позакрывали магазины, которые не приносили прибыль. Сейчас советую всем начинающим предпринимателям сделать упор на финансовую грамотность и просчитывать каждый свой шаг.
Я горжусь своей командой, в которой каждый талантлив в своем направлении, а я как руководитель, стараюсь их мотивировать, вдохновлять и давать пространство для развития. Также мы открыли академию по профессиональному обучению стилистов, которые уже могут подобрать очки и головные уборы даже по фотографии. Раньше в Украине этого никто не делал.
Какие сейчас намечаются тенденции в вашей сфере после карантина, как вы перестроились?
Однозначно все уходит в онлайн-торговлю и предприниматели разрабатывают новые услуги, которые актуальны на время карантина и остануться востребованными после. Например, мы в Lucky Look во время карантина запустили новый сервис – доставка Lucky Box с очками. Клиент на сайте может выбрать понравившиеся очки, к нему домой приедет стилист с боксом и поможет подобрать идеальную модель. Также, мы создали услугу онлайн подбора, ведь многим людям даже в магазине тяжело выбрать для себя очки, а наши стилисты помогут подобрать подходящую модель по фотографии. Безусловно, оффлайн магазины никуда не исчезнут, но трафик клиентов значительно снизится.
Что касается оптимизации нашей команды, то во время карантина всей команде пришлось перестраиваться под разные задачи, оперативно осваивать новые функции. Также, мы на 80% перешли на дистанционную работу, в этом нам помогли вебинары Кирилла Куницкого. Сейчас такое время, что останавливаться нельзя, нужно, если не бежать, то идти в выбранном направлении.
Что карантин дал лично вам? Расскажите про хобби
Если раньше я могла строить стратегию на три года, год, то сейчас я поняла, что горизонт моего планирования – это неделя, максимум месяц. Слишком непредсказуемо и быстро все меняется. Кризис однозначно усилил мою адаптивность и вариабельность. Мы все просто подстраиваемся под то, что диктует среда. Что касается лично меня, то я начала ценить еще больше взаимоотношения с близкими, человечность, доброту, ведь люди в этот период проявлялись совершенно по-разному. Усилилась и самодисциплина, пришлось еще более тщательно планировать свой день. Каждое утро, как и до всех этих событий, я начинаю с йоги и медитации, а вот с книгами и сериалами как-то не сложилось, ведь работы наоборот прибавилось. Начала заниматься бальными танцами и даже задумываюсь над тем, чтобы в дальнейшем участвовать хотя бы в маленьких соревнованиях. Но самое главное хобби – это моя работа.
Наталья Чижова
С чего начался ваш бизнес? Ошибки, успехи…
С любви к красоте и эстетике. Еще во время студенческих лет у меня было модельное агентство в небольшом провинциальном городке. Там я организовывала свои первые ивенты – конкурсы красоты. Когда я решила переезжать в Киев, то легко устроилась работать в event-агентство и прошла путь от младшего менеджера до руководителя направления. Однако в какой-то момент я пришла в точку полного выгорания и приняла решение уйти из индустрии совсем. Но, как говорят, бывших ивентеров не бывает и буквально через 3 месяца после увольнения у меня была жуткая “ломка”. В нашей профессии мы все зависимы от адреналина, который сопровождает нас во время подготовки и реализации проектов. Я вдруг поняла, что любая другая работа не дает мне и толики того, что я получаю в ивентах. Так пришло решение попробовать открыть свой первый серьезный бизнес. На старте нас было 4 партнера. И 1 февраля 2013 года мы создали Plombir Event. Если говорить об успехах, то главным секретом я считаю наш внутренний подход. Он заключался во фразе – “главное не ссать!” Немного резко, но очень правдиво. Мы смело заходили в крупные компании, показывали свои идеи и наработки и заключали контракты. К концу первого года у нас был солидный клиентский портфель украинских и международных компаний. Если говорить об ошибках, то очень скоро мы решили с партнерами создать 2 новых направления – свадебное агентство и студию декора. Это было в январе 2014-го, в момент, когда страна и рынок погрузились в войну и кризис. Мы поняли, что открывать такие бизнесы в столь сложные времена – ошибка. Однако Plombir Event не только пережил кризис, но и очень быстро стал одним из сильнейших игроков на рынке. Думаю, это тоже можно причислить к успехам )))
Какие сейчас намечаются тенденции в вашей сфере после карантина, как вы перестроились?
На протяжении всего карантина мы тесно поддерживали связь с нашими клиентами и партнерами, и четко понимаем, что у людей определенным образом меняются привычки, но все единогласно говорят, что онлайн не заменит оффлайн. Поэтому, как только ивенты станут доступными, многие компании станут их проводить, однако для крупных компаний и брендов актуален вопрос репутационных рисков. Пока существует страх, что скопления людей могут спровоцировать заражение, большие корпорации оставят ивенты в онлайне. Наша компания за это время перешла в гибридные форматы, предлагая клиентам расширенный спектр креатива – это и съемка видеороликов, и онлайн ивенты, есть свой продукт VR-ивент. Сейчас мы выбрали проактивный подход. Мы просто сами разрабатываем индивидуальные кейсы под бренды и предлагаем их клиентам, не дожидаясь пока они обратятся к нам с запросом. Работаем на опережение, так сказать. Именно благодаря нашей инициативе мы провели первый кинопоказ на балконе, созданный для брендов Киевстар и Планета Кино.
Что карантин дал лично вам?
Во-первых, раньше я всегда считала себя интровертом. Моя работа состоит из коммуникаций, и я часто уставала от большого количества встреч, переговоров. Думала, что спрятаться “в домике” – мой идеальный отдых. Однако карантин показал, что наедине с собой, безусловно, интересно и нескучно. Но общение с классными людьми дает огромный заряд энергии. Поэтому я находила способы онлайн-коммуникации. В агентстве мы проводили еженедельные кино-клубы по видеосвязи, устраивали ужины по скайпу с друзьями и подругами, даже книжный клуб, в котором я состою уже много лет, перевели в онлайн и дополнили еще и обсуждением фильмов. Также, за время карантина я стала еще больше читать. Раньше читала около 2-х книг в месяц, то сейчас читаю 4-5. Как раз в феврале я прочитала книгу “Магия утра”, которая очень помогла правильно выстроить начало дня. Теперь я следую ритуалам, описаным в книге: йога, аффирмации, медитация. Каждое утро есть час времени только на себя. Эти ритуалы мне особенно помогли правильно настроиться в начале карантина, когда было много стресса. Учитывая специфику нашего бизнеса, я не совсем согласна с позицией, что кризис – это время возможностей. В нашем случае вся отрасль на грани. И если многие уже почувствовали послабления карантина, то ивенты и рестораны пока остаются под запретом. В завершении могу сказать, что карантин сделал нас еще быстрее и креативнее. Не стоять на месте, держать в тонусе себя, команду, клиентов. Думать, пробовать, ошибаться и снова пробовать. Только такой подход позволяет не утонуть в болоте собственных сомнений и страхов перед неизвестностью. В начале года мы все строили большие планы на будущее. Но к нам прилетел черный лебедь по имени COVID-19 и теперь мы можем смотреть вперед не более, чем на пару недель. Значит так тому и быть. Новая реальность уже с нами и хотим мы этого, или нет, но нам приходится к ней адаптироваться.