Привлечь деньги на проект – одна из самых важных задач. В этом направлении все средства хороши, в том числе и такой метод, как краудфандинг. Рассказываем, что это, в чем его плюсы и минусы, а также как можно использовать краудфандинг для своих проектов.
Краудфандинг – что это?
Система, в которой несколько человек объединяют свои ресурсы (преимущественно финансовые), чтобы помочь в развитии или запуске новому проекту, имеет название краудфандинг. Дословно с английского это можно перевести как «народное финансирование» (сrowd funding).
У молодых предпринимателей есть несколько способов получить средства с помощью краудфандинга: взять в долг или безвозмездно (на благое дело), а также пообещав инвесторам долю в проекте, часть прибыли или стать первыми потребителями нового продукта/услуги.
Краудфандинговые проекты обязательно должны иметь четкие сроки сбора средств, а их создатели – готовыми предоставить прозрачную отчетность своим инвесторам и платформе, на которой собирают финансовый ресурс.
Кто использует краудфандинг?
Чаще всего к данной системе прибегают молодые проекты – стартапы, которые хотят заявить о себе, но еще не могут (или не хотят) привлекать крупное инвестирование. Помимо этого, краудфандингом пользуются благотворительные организации, экологические инициативы и образовательные площадки.
Как это работает?
Для начала нужно завести аккаунт на краудфандинговой платформе. Например, на Kickstarter, Indiegogo или Сrowdfunder. Далее – изучить условия, которые предлагает платформа. Какие идеи и проекты можно зарегистрировать, в какие сроки собирать средства, что будет, если в обозначенный период вы не набираете нужную сумму?
Следующий шаг заключается в составлении описания своего проекта (спойлер – оно должно быть очень привлекательным!), подготовке необходимых документов и выборе желаемого типа инвестирования.
Краудфандинговый проект может быть:
- полностью благотворительным (создатели не должны возвращать деньги, а проекты при этом должны носить исключительно благотворительный характер или приносить пользу обществу);
- с обменом после запуска (создатель отдает часть прибыли своим инвесторам или предлагает долю акций);
- с вознаграждением (каждый участник финансирования проекта получает услугу или продукт после запуска, таким образом, становится первым пользователем новинки).
В чем плюсы и минусы краудфандинга?
Самым главным преимуществом является то, что с помощью краудфандинга можно привлечь средства, которые не были доступными ранее. Новая аудитория, о которой вы ранее и не задумывались, может стать источником финансирования вашего проекта. Плюс к этому, если проект популярный и нравится большому количеству людей, то даже небольшие суммы, полученные от одного краудфандингового инвестора, могут перерасти в крупную финансовую долю.
Минусы у краудфандинга также имеются. Среди них, например, непредсказуемость аудитории, которой может не понравиться ваш проект. К тому же люди привыкли платить за готовые продукты, поэтому финансирование потенциального проекта может смутить их.
К тому же авторам краудфандинговых проектов нужно обязательно детально изучать условия на той конкретной платформе, которую выбрали для сбора средств, и привести в порядок всю документацию, чтобы при необходимости предоставить отчетность.
Фото: Priscilla Du Preez on Unsplash