Каждому человеку приходится принимать в день сотни, если не тысячи, разных решений. Некоторые из них предполагают, что придется отказывать. Например, в работе. Рассказываем, как сделать это так, чтобы никого не обидеть и остаться в выигрыше.
Уважение к собеседнику
В любой ситуации уважайте чувства собеседника. В случае с отказом это особенно важно. Проявляйте эмпатию и сочувствие, но если предложение вам неинтересно, помочь вы ничем не можете, а на новые задачи совершенно нет времени, отказывать всё-таки придется. Отвечайте вежливо, объясните, что на данный момент вам это неинтересно или нет времени. Пожелайте собеседнику или коллеге удачи в новом деле.
Позитивный отказ
В этой технике содержится три компонента: сначала выразите желание помочь, потом объясните, почему не можете этого сделать, а после предложите компромисс. Например, так: «Я знаю о данной проблеме, но, к сожалению, сейчас загрузка не позволяет ею заняться. Давайте вернемся к ней через неделю». Используйте эту технику, чтобы никого не обидеть и только в тех случаях, когда вашим доверием не злоупотребляют.
Перенос действия
Часто так случается, что все поступающие задачи – горящие и требуют немедленного выполнения. Но это не всегда получается сделать, ведь есть и ежедневная рутина, да и рабочий день всё-таки имеет ограничения. Предложите выполнить горящую задачу сразу после того, как разберетесь с остальными. Объясните, почему не можете взяться за нее прямо сейчас. Либо, если задача действительно имеет высокий приоритет, то придется объяснить коллеге, что другие запланированные на день задачи придется отложить. Перечислите их список и утвердите важность каждой.
Идея, которая вам не по душе
Если вам не нравится предложенная коллегами идея, если она не подходит для той задачи, которую вы решаете совместно, то вам придется об этом сообщить. Отвечайте максимально вежливо, критикуйте конструктивно, объясните, в чем заключаются недостатки данной идеи. Возможно, помогите ее улучшить или предложите альтернативу. Если же альтернативу найти не так просто, то похвалите коллегу и предоставьте возможность самостоятельно продумать другие варианты.
Непримиримые обстоятельства
Если вы считаете, что описанная идея или полученная задача будут порочить вашу репутацию или навредят в целом бизнесу, противоречат вашим ценностям или ценностям компании, то отказываться придется обязательно. И не просто вежливо отказываться, но и доступно объяснить, что именно в этом случае «пошло не так».
Фото: Priscilla Du Preez on Unsplash