В современном обществе внимание человека превратилось в нечто ценное – то, чем хотят обладать хотя бы ненадолго крупные компании, бренды и не только. И благодаря большому количеству контента, который мы потребляем ежедневно, им это удается, причем с помощью разнообразных источников. Рассказываем, что такое экономика внимания и как это работает.
Что такое экономика внимания?
Само понятие «экономика внимания» (attention economy) появилось в конце 90-х годов. Его употребил в своей речи на конференции по экономике цифровой информации ученый Майкл Голдфабер. Цель экономики внимания – перевести внимание в один из форматов дохода, например, прямой или косвенный. Для этого используются цифровые технологии и платформы: социальные сети, интернет-площадки, приложения и так далее.
Внимание человека стало ценным товаром, за который борются как большой, так и малый бизнес, СМИ, государственные структуры и отдельные личности (блогеры, инфлюэнсеры и так далее). Эксперты даже называют внимание «новой нефтью», хотя, конечно, это немного преувеличено. Или нет?
Как работает экономика внимания?
Принцип простой: блогер создает классный интересный контент, его смотрит большое количество подписчиков. Блогер можете получать доход от рекламы либо от платформы, на которой размещает видео. Кажется, это то, что уже не нужно объяснять – все и так понимают. Однако благодаря некоторым механизмам нас практически заставляют возвращаться в сеть, «привязывают» и не отпускают.
- «Игровая петля», или ludic loops
Метод реализован сразу в нескольких приложениях и социальных сетях – например, его используют в Facebook и Instagram. В целом метод состоит из нескольких этапов, через которые должен пройти пользователь: состояние неопределенности, предвкушение чего-то нового, ответ, похвала или награда, из-за которой человек согласен повторить все предыдущие действия. Ничего не напоминает? Например, лайки и комментарии, которые мы получаем, мотивируют на то, чтобы зайти в соцсеть еще не один раз.
- Желание быть похожим на кого-то другого
Каждый человек на кого-то ровняется – на звезду, артиста, бизнесмена или инфлюенсера. Социальные сети позволяют нам «подглядывать» за жизнью (или имитацией жизни) других людей. И отчасти завидовать, отчасти переносить это на себя – примерять на себя ту жизнь, которой нам хотелось бы жить. Совершенно не секретная уловка, о которой догадаться может каждый, кто хоть раз анализировал свои подписки в соцсетях. Однако и она работает – в этом нет никаких сомнений.
Как пользователю выживать в среде, заточенной на экономику внимания?
То, что хорошо для экономики внимания, не всегда хорошо для пользователей. Например, сейчас идет глобальный тренд на отказ от социальных сетей, хотя бы временный (так называемый цифровой детокс), и акцент на свои чувства, нужды, потребности и эмоции. Информация всё больше обесценивается, недоверие к ней растет, а люди вынуждены «защищаться» от обилия контента, который создается во всё больших и больших масштабах.
Какие стратегии чаще всего рекомендуют выбирать пользователям?
- Цифровой детокс
Отказ от пользования гаджетами и соцсетями является чуть ли не главным трендом нового времени. Благодаря ему вы сможете восстановиться и набраться сил, а также заняться всеми теми вещами, на которые вечно не хватает времени.
- Частичное или полное игнорирование
Далеко не всегда получается сделать так, чтобы обращать внимание только на важные и нужные прямо сейчас вещи, особенно если нас постоянно отвлекают (ведь именно это и нужно экономике внимания). Но здесь есть нюанс: чтобы игнорировать рекламные месседжи, нужно отличать их от остальных. Или же могут помочь специальные программы (например, AdBlock или подобные) – так рекламных месседжей будет намного меньше, хотя заблокировать все всё равно не получится.
Фото: Joshua Earle on Unsplash